Переход русских войск через Ботнический залив в марте 1809 г.

Переход русских войск через Ботнический залив в марте 1809 г.

9 (21) февраля 1808 года русская армия перешла границу Финляндии, Россия начала очередную, на сей раз последнюю войну со Швецией. И точно так же, как Великая Отечественная напрочь заслонила Зимнюю войну 1939/40 года, оставив ей в учебниках место лишь на пару абзацев, так и эта в тени 1812 года осталась «незнаменитой». А сюжет, право, интересный.

Предыстория обеих Отечественных войн как будто написана под копирку. Сначала «договор с антихристом» — в одном случае Тильзитский мир с Наполеоном, в другом — пакт Молотова — Риббентропа. Затем раздел Восточной Европы между партнерами, причем территории, приобретенные Россией к 1812 году, Бессарабия и Финляндия, — ровно те же, которыми прирос СССР в 1939–1940 годах. Наконец, и детали войн повторяются порой дословно.

«Петербург слишком близко к шведской границе; петербургские красавицы не должны больше из домов своих слышать грома шведских пушек», — дал Наполеон пас Александру I в Тильзите. Эта версия — ради безопасности северных рубежей столицы — и стала объяснением вторжения. Хотя в отличие от 1939 года граница империи тогда пролегала куда ближе к Гельсингфорсу, чем к Петербургу.

В 1808 году тоже никто не думал, что война продлится дольше двух месяцев. Для отвоевания Финляндии у шведов было выделено всего три дивизии (24 тысячи человек), обмундированные так скупо, что через столицу их пришлось проводить ночью, чтобы не возбуждать в жителях досужих разговоров о расстройстве войск.

Впрочем, у шведов тут было еще меньше войск, они поначалу отступили на север, и уже в марте Александр I издал манифест о присоединении Финляндии «отныне навсегда к Российской империи». Но дальше вновь начались сплошные совпадения с 1939-м: мобилизованная шведская армия нанесла несколько поражений русским отрядам. Одновременно по всей Финляндии появились подметные листовки: «Русские вас всех вывезут в Сибирь», — и финны поголовно восстали.