Во вторник, 15 мая новый премьер Дмитрий Медведев должен представить новому президенту Владимиру Путину новую структуру правительства. Но объявлять кандидатов в министры премьер все еще не обязан. А вот о кандидатах в вице-премьеры Медведев сказал депутатам сразу после выдвижения на пост премьер-министра, еще 7 мая.
С точки зрения мировой практики это выглядит довольно необычно. За пределами бывшего советского блока ключевыми фигурами, определяющими лицо правительства, являются именно министры, а вице-премьеры (вице-президенты) либо отсутствуют вовсе, либо представлены в единственном числе.
Чем вызвано это различие и к чему оно приводит с точки зрения управляемости?
Историческое наследие
Сходная с Россией система с большим количеством вице-премьеров распространена в большинстве стран СНГ независимо от степени демократичности их политического строя – от Туркмении до Украины, а также в ряде стран бывшего Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), например Болгарии и Румынии, а также в Китае.
Такая ситуация, вне всякого сомнения, обусловлена копированием управленческой модели, выработанной еще при Сталине.
Общая логика модели состояла в том, что министром может быть технический специалист, разбирающийся в отраслевых вопросах, а вопросы глобальной политической стратегии должны решаться узким кругом товарищей, входящих в состав политбюро или президиума правительства (состав которых часто пересекался), которые вырабатывают и контролируют проведение «генеральной линии партии». Таким образом, политическое руководство деятельности правительства осуществлялось вице-премьерами, как правило одновременно входившими и в политбюро, а техническая реализация выбранных мер – министрами.