26 мая в Музее Москвы начинается фестиваль дизайна Typomania, в рамках которого откроется выставка «Красный восток». Несколько дней зрителям будет доступна уникальная коллекция плакатов советской пропаганды 1920-х годов в мусульманских регионах – Средней Азии, на Кавказе, в Поволжье, Приуралье и Сибири. Коллекцию собрал фонд Марджани. Литературный критик Сергей Сдобнов поговорил с хранителем коллекции Марией Филатовой о том, как советская власть с помощью плакатов «несла новую религию» в свои национальные республики.

– Как у вас появилась коллекция таких редких плакатов?

– Наш фонд собирает плакаты казанских, уфимских, среднеазитских, кавказских художников, работавших в мусульманских советских республиках. Коллекция пополнялась постепенно. Мы покупали плакаты на аукционах, в галереях и у частных лиц в России и Средней Азии. Сейчас у нас около 500 плакатов. В Москве мы, по сути, альтернативный вариант Музея Востока, с упором на искусство ислама на постсоветском пространстве.

В 2013 году мы обратились к Музею современной истории России (бывший Музей революции), объединили наши коллекции и сделали выставку советского Востока. После нее люди стали звонить, писать, кто-то приносил плакаты. Были случаи, когда мы приезжали в Узбекистан, к ныне живущим художникам. Приходили в мастерские, а у них там в углу стоит рулон – разворачивали и находили запыленные агитационные плакаты 1920-х. Плакаты все-таки – тиражное искусство, кроме того, советские плакаты долгое время были везде, ценность их не осознавали. Их даже использовали порой как оберточную бумагу. Иногда мы приобретали рисунок, а на обороте оказывался плакат.

На фестивале Typomania мы решили показать именно довоенные плакаты, проследить на их примере, как от авангарда 1920-х советская пропаганда в 1930-е перешла к утвержденным форматам. Мы уточнили датировки, выявили некоторые имена художников-исполнителей, ведь большая часть плакаты не подписана.

Плакат «Теперь у меня есть свобода!» Неизвестный художник, 1921 год

– А сколько стоит такой плакат?

– Плакаты, у которых тиражи 30 000–50 000 экземпляров и более стоят дешевле, чем штучные плакаты 1920-х. Их цена может доходить до $10 000. Эти вещи покупают коллекционеры, часто с помощью агентов, и книголюбы, которым интересны плакаты.

Во время перестройки за границей интерес к искусству постсоветского пространства возрос. Тогда много образцов советского искусства, в том числе и некоторые плакаты были вывезены за рубеж. Сейчас Центр Жоржа Помпиду готовит выставку «Красный», там будет представлена часть нашей коллекции.

– На каком языке были написан текст на плакатах?

– Переход от арабской графики к латинскому алфавиту на плакатах – одна из самых интересных тем для исследователя. На некоторых плакатах лозунги писались на арабском и кириллице. Хотя в 1920-х уже была установка на унификацию алфавита в стране.

Важно учитывать, что эти плакаты возникали между двумя Мировыми войнами, самые яркие произведения искусства, особенно тиражного, создавались художниками как раз в такие исторические периоды. Даже если авторы не всегда были согласны с политическим заказом, они все равно реагировали на исторические события – революцию, войну. Борьба с голодом, неграмотностью, религиозными предрассудками, раскулачивание, земельная реформа и другие события стали темами плакатов 1920–1930-х годов.

Неизвестный художник, 1920 г. Плакат «Крестьянин! Вот этих людей в Совет не выбирай, так как они были твоими врагами и навсегда твоими врагами остаются: лодырь, амирский чиновник и взяточник, бай, ишан»