Благодаря своей черно-белой раскраске панда — одно из самых узнаваемых животных на планете. Мы воспринимаем ее как милое, миролюбивое существо, целый день поедающее бамбук, которое следует оберегать — из-за деятельности человека этот трогательный медведь лишился привычной среды обитания.
Большая панда стала неофициальной эмблемой Китая и сегодня получает много внимания со стороны китайского правительства и международных природоохранных организаций. Заповедники для панд в КНР насчитывают более 15 тысяч км2 лесов и специальных зеленых коридоров, чтобы животные могли перемещаться по большей территории. Но оправданны ли все усилия по защите панды? Или, может быть, человеку стоит тратить силы и деньги на поддержку других, более нуждающихся в этом видов? Такой вопрос периодически поднимается в прессе и научном сообществе.
О происхождении большой панды (именно так называется животное, которое мы привыкли звать просто пандой) еще относительно недавно велись споры. Из-за того, что зверь похож и на медведя, и на енота, ученые долго не могли решить, к какому семейству его следует относить. Сперва, с конца XIX века, панду считали предком остальных медведей, но потом, в 1930-х годах, обнаружив общие особенности строения лап и зубов, зоологи пришли к выводу, что это — гигантский енот. Только в 1970-х анализ ДНК наконец подтвердил, что большая панда принадлежит к медвежьим.
Недавно ученые открыли еще одну страницу в историю этого животного. Проанализировав митохондриальную ДНК, полученную из древнейшей кости панды (возрастом 22 тысячи лет), китайские палеоантропологи установили, что раньше на земле жил до сих пор неизвестный вид большой панды, ответвившийся от других около 183 тысяч лет назад.
Исследования панд, как и заметные и постоянные усилия по поддержке вида — несомненно, результат их нынешней популярности. И результат ощутимый: в сентябре 2016 года Международный союз охраны природы и природных ресурсов изменил статус большой панды с «подвержена угрозе вымирания» на «находится в уязвимом положении». Численность панд в дикой природе с 1600 животных в 2003 году выросла до 1864 в 2015-м; еще около 600 панд содержатся в неволе. Всего в Китае — единственной стране, где водятся дикие панды, — действует более 50 заповедников для них.
Но что заставляет нас так заботиться о выживании «бамбукового медведя»? К сожалению, животные вымирают постоянно — не все могут приспособиться к меняющемуся миру. Кто решит, за кого стоит бороться, а за кого — нет? Это вопрос касается даже не столько панды, сколько природоохранной деятельности в целом.