Что такое хорошая игра, сколько должно быть игрушек в детской, что делать, если нет сил играть с ребенком в ролевые игры? Мы поговорили об этом с Александрой Романовой – детским психологом, 9 лет проработавшей в московском Центре «Игры и игрушки», где она занималась исследованиями и экспертизой игрушек. Сейчас Александра живет в Швеции, где работает в школе и учится на магистерской программе Child Studies, поэтому в интервью Republic она рассказала и о том, как воспитывают детей в этой скандинавской стране.
– Зачем вообще нужны игрушки? В чем их функция?
– В современной культуре детской игре отведено специальное место. Есть и особый предмет для нее – игрушка. Но так было не всегда. В древних и примитивных культурах детство было сильно сокращенным, ребенок быстро включался во взрослое общество. Тогда игрушка была скорее обрядовым предметом, оберегом, который также использовался для игры. Где-то в XVII-XVIII веках детство стало увеличиваться, в привилегированных слоях населения возникла идея, что это некий отдельный важный период, в котором ребенок должен заниматься какими-то особыми детскими делами. Возникла идея о том, что ребенка нужно как-то специально воспитывать, что-то в нем развивать, чтобы потом он стал правильным взрослым. Игра стала восприниматься как некое детское дело, появилась игрушка как особый предмет, который должен обладать разными педагогическими качествами. С развитием педагогических идей игрушки становились все более продуманными, появились игрушечные магазины, в это стала включаться мода.
Современные игрушки существуют где-то на пересечении этих двух линий – с одной стороны есть педагогическая, рациональная, идеологическая сторона. С другой – игрушка – по-прежнему вещь магическая, которая пришла из мира обрядов и символов. И меня как раз вторая составляющая игрушки очень интригует.
– Разве она еще актуальна?