Служащий аэропорта контролирует движение самолета. Фото: Владимир Бертов / Интерпресс / ТАСС

Служащий аэропорта контролирует движение самолета. Фото: Владимир Бертов / Интерпресс / ТАСС

Проект постановления правительства, разработанный Минтрансом и предполагающий перенос всех серверов и баз данных по бронированию и продаже авиабилетов по России на территорию страны, ожидаемо не понравился перевозчикам. Новые требования больно ударят по рынку, предупредил гендиректор авиакомпании «Сибирь» Владимир Объедков в письме на имя главы Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимира Тасуна. Под вопросом окажется будущее российских игроков в международных альянсах. А сам процесс релокации данных обернется колоссальными временными и финансовыми затратами, что повлечет за собой длительную приостановку деятельности компаний.

Тасун, старожил отрасли, ранее работавший в Минтрансе, наверняка постарается смягчить нарастающий конфликт. При этом внимание привлекает уже само обращение (предоставленное прессе для усиления эффекта) — его экзистенциальная тональность.

В начале 2000-х в российском бизнесе хождение имел такой корпоративный новояз — SOS-менеджмент. Под этим словом, отсылающим к классическому риск-менеджменту, понимался план чрезвычайного управления на случай непредвиденных обстоятельств (например, при внезапной потере первым лицом возможности руководить), а в более широком толковании — меры по обеспечению непрерывности бизнеса. Подобный план еще до ареста Михаила Ходорковского якобы был разработан в НК ЮКОС (который, как мы знаем, в конечном счете компании не помог). С тех пор риски российской политики и госрегулирования — равнодушных к масштабам чинимых ими разрушений — в основном возрастали. И теперь в терминах SOS-менеджмента можно рассматривать работу целых индустрий, которые в любой момент рискуют пострадать от действий государства.