У книги «Кафка: жизнь после смерти», написанной израильским журналистом Бенджамином Балинтом (русский перевод вышел недавно в издательстве «Эксмо»), есть несколько сюжетов. Первый из них – это хроника многолетней судебной тяжбы, которую Германия (в лице Архива немецкой литературы) и Израиль (в лице Национальной библиотеки в Иерусалиме) вели за наследие Франца Кафки, одного из самых известных (и продаваемых) писателей XX века. Спорные рукописи в тот момент находились в частных руках.
Процесс о старых рукописях перерос рамки частного судебного казуса, затронув очень современные вопросы: где проходит грань, после которой право собственности (в частности авторское право) начинает противоречить общественным интересам, и может ли национальное государство объявлять себя единственным хранителем и распорядителем национальной культуры, понятой максимально широко?
Интересно, сколько культурных ценностей похоронено в архивах ФСБ, куда они попали вместе со следственными делами? Или всё уже списали и уничтожили за ненадобностью?
Кто ж это знает... Архивы-то закрыты, и никакой Бенджамин Балинт туда не проберется
Интересно было бы узнать конкретно как, кем и на каких основаниях было принято решение в 2016 году. Иначе возникает некий диссонанс - представленная с израильской стороны аргументация не выглядит особо убедительной, и создается впечатления, что немецкая библиотека "сложилась" большей частью из соображений репутационного риска....
Коротко говоря: суд счел, что завещание Макса Брода было нарушено: Эстер Хоффе была душеприказчиком, а не бенефициаром завещания, и не имела права передавать архив своим дочерям (я написал в тексте про важную оговорку в завещании Брода). Но автор книги убежден, что идеологические соображения несомненно повлияли на это решение.
Что касается немецкого архива, то да, репутационные риски, которые уже привели к финансовым потерям (отозванный грант Круппа). Кроме того, немцы ведь вовсе не требовали, чтобы им _безвозмездно_ передали архив: они всего лишь хотели гарантировать себе возможность участия в торгах (если наследница решит продать бумаги).
В рукописях есть неизданные произведения?
Собственно неизданных "произведений" (более или менее законченных текстов или черновиков) там уже нет (Брод практически все опубликовал), но есть дневники (вроде бы изданные не целиком) и рисунки. Был хороший текст в Haaretz, там более подробно описывается архив: https://www.haaretz.com/israel-news/.premium.MAGAZINE-a-note-from-kafka-a-trial-and-a-destitute-heiress-1.5436733
Увлекательная статья, спасибо!