Россия продолжает терять привлекательность для трудовых мигрантов. Исходя из предварительных оценок РАНХиГС, миграционный прирост российского населения за минувший год составит не более 120–130 тысяч человек. Цифры уже не покрывают естественную убыль населения в стране и, вероятно, станут рекордно низкими за весь постсоветский период, отмечают эксперты Никита Мкртчян и Юлия Флоринская.
В конце осени президент Путин утвердил новую версию миграционной политики до 2025 года, рассчитывая улучшить ситуацию путем «создания четких правил въезда и получения права на проживание, работу, на приобретение российского гражданства». Но очередная концепция – не более чем запоздалый ответ на проблему, которая долгое время считалась важнейшей в обсуждении вопросов миграции: легальность трудоустройства иностранцев. В 2017 году четверть из приблизительно 4 млн мигрантов, указавших причиной приезда «работу по найму», не имели на нее законных (иначе говоря, подтвержденных всеми документами) оснований.
Спорный статус и низкая социальная адаптивность мигрантов традиционно находились в центре общественного внимания. Даже такие разные политики как Сергей Собянин и Алексей Навальный, соперники на столичных выборах 2013 года, были схожи в том, что оба видели в трудовых мигрантах скорее угрозу, чем возможность. Мэр Москвы предположил, что без приезжих город мог бы считаться самым безопасным местом на планете. В свою очередь, лидер оппозиции в случае победы обещал снизить количество мигрантов в столице на 70%.
Последние годы мигранты все чаще покидают Россию без дополнительного административного воздействия. И теперь уже неясно, что является для страны большей проблемой – бесконтрольный наплыв приезжих или их отток.