Франсуа Буше. Спящий пастушок

Франсуа Буше. Спящий пастушок

В середине февраля французская полиция арестовала Стефана Брайтвизера – пожалуй, самого деятельного в мире грабителя, специализирующегося на предметах искусства. За 8 лет он обокрал около 200 музеев, ярмарок и аукционных домов, вынеся из них почти 300 экспонатов суммарной стоимостью более $1,4 млрд. Как ему все это удалось? Чтобы сделаться успешным музейным вором, не нужно ни финансовых ресурсов, ни специального оборудования, ни группы сообщников, следует из материала GQ, посвященного Брайтвизеру. Для этого достаточно терпения, наблюдательности и известной доли наглости.

Припарковаться можно прямо рядом с музеем, рассказывает грабитель. Приезжать лучше в обед, когда посетителей минимум, а охранники меняются, чтобы перекусить. Выглядеть нужно опрятно и соответственно случаю, от ботинок до рубашки; поверх – пиджак, немного свободный, в кармане швейцарский армейский нож. Купите билет в кассе, поздоровайтесь. Внутри сфокусируйтесь на важном. Отметьте, как двигаются посетители, где расположены выходы, сколько охранников. Они стоят на месте или курсируют по залам? Какие в музее полы? Лучше всего деревянные, скрипучие, чтобы издалека услышать шаги; ковровое покрытие – очень плохо. Найдите камеры слежения и убедитесь, что к ним подключены провода – бывает, что там висят муляжи.

Чтобы вынести из Дома Рубенса в Антверпене статуэтку из слоновой кости, подаренную великому живописцу на 50-летие в 1627 году, 25-летнему Брайтвизеру потребовались 2 визита в музей, отвертка и подруга по имени Анна-Катрина Кляйнклаус, которая стояла у входа в зал и громко кашляла при приближении посторонних. После откручивания двух шурупов, крепящих плексигласовый защитный купол к подставке, грабитель засунул 25-сантиметровую статуэтку за пояс и покинул музей через служебный выход, никем не замеченный. Он не потрудился даже поставить плексиглас на место, чтобы пустая витрина вызывала меньше подозрений.