В мае мы запустили подкаст «Два градуса Цельсия», в котором журналист и научный сотрудник географического факультета МГУ Юлия Кузнецова разговаривает с учеными об экологии. По многочисленным просьбам подписчиков Republic публикует краткие тезисы первого выпуска подкаста. В нем метеоролог, старший преподаватель географического факультета МГУ Павел Константинов рассказывает о том, как Москву затронуло глобальное потепление и как это влияет на жизнь горожан. Здесь вы можете послушать полную версию интервью.
О прогнозах погоды
В большом городе, особенно если мы говорим о столицах – Париже, Нью-Йорке, Москве, – погода различается достаточно значимо от района к району. Первыми, кто додумался делать раздельные прогнозы на разные районы, были парижане. Им это нужно было, чтобы следить за погодой во время теннисного турнира большого шлема «Ролан Гаррос». Тогда стало понятно, что разница между температурой в городе и прилегающих к нему районах может быть достаточно большой – например, до 10 градусов Цельсия. У нас такое бывает поздней осенью, когда около Кремля 0 градусов, а в ближнем или среднем Подмосковье уже серьезный заморозок – минус 10. Но такие пиковые значения – редкость. В среднем город теплее прилегающих районов где-то на градус. Тем не менее города практически всегда теплее, особенно в наших широтах.
Зимой это происходит из-за центрального отопления. У нас изоляция домов неидеальная, и из-за этого часть тепла уходит на улицу. Часть топлива мы сжигаем зазря, и это очень неэкологично. А летом избыток тепла – это результат использования именно тех материалов, из которых у нас построены городские здания. В Москве летом, литературно выражаясь, вы попадаете в каменный мешок. Парит со всех сторон именно из-за того, что усиливается отдача тепла уже нагретыми зданиями. Максимум этого явления можно ощутить на себе поздним вечером. Для сравнения в районе 11 часов попробуйте где-нибудь в районе подмосковной речки прогуляться. Все равно замерзнете, если на себя ничего не накинете. А в Москве будет жарко даже в это время.