Фото: Pixabay.com

Фото: Pixabay.com

На психологию потребления могут влиять самые разные факторы – и они нередко используются в качестве маркетинговых инструментов. Некоторые широко известны – например, размещение недорогих товаров в броской упаковке возле касс побуждает людей к импульсивным покупкам. Другие менее очевидны – например, громкая музыка в барах и ресторанах, которая, по некоторым данным, способствует тому, что посетители заказывают больше алкоголя.

В определенной мере влияние на покупателей обосновано – в чем-то оно даже отражает их собственные запросы. Многие заинтересованы в том, чтобы им облегчили выбор, особенно в онлайн-магазинах, где количество товаров в одной лишь категории может исчисляться тысячами.

Но это может оборачиваться и откровенными манипуляциями, которые приводят к лишним тратам, чрезмерному раскрытию персональных данных, покупке товаров худшего качества (или, например, менее полезных, если речь идет о еде) или явно ненужных вещей. Приемы могут быть достаточно простыми, но тем не менее эффективными.

В новом исследовании ученые Принстонского университета составили список таких приемов в электронной торговле и указали психологические механизмы, на которые они опираются.