Облитый фекалиями баннер. Фото: navalny.com

Облитый фекалиями баннер. Фото: navalny.com

«89% москвичей не интересуют выборы в Мосгордуму», – сообщили независимые СМИ. «28% москвичей заявили, что точно пойдут на выборы в Московскую городскую думу, что на треть выше явки на прошлых выборах; еще 16% скорее всего примут в них участие», – отрапортовали государственные агентства. Речь об одном и том же опросе ВЦИОМ, что по нашим временам удивительно. Картина абсурдная: выходит, что даже если все 11% интересующихся выборами проголосуют, то компанию им составят, как минимум, 17% людей, которым на выборы плевать. То есть большинству участников голосования предстоящее голосование неинтересно, но на участок они собираются.

Какая-то страшная история о русской скуке получается – когда выборы тебя не занимают никак, но жизнь пуста настолько, что и такому развлечению в законный выходной радуешься. Тем более что дистанционное электронное голосование впервые в истории России позволит определить судьбу парламента субъекта Федерации даже не вставая с дивана.

Но дальше – больше. 63% москвичей не знают никого из кандидатов. Если вспомнить о 16% резерва, о тех, кто «скорее всего примет» участие в голосовании, получается, что некоторая часть голосующих будет бросать бюллетени или тыкать по клавишам просто так. Вообще без какой-либо мысли.

Пустое место

В обычной жизни морализаторство – вещь унылая. Занятие для самопровозглашенных казаков, православных активистов, обделенных человеческой любовью, и приподъездных старушек. Все мы взрослые люди, примерно представляем себе, что хорошо, а что плохо, и готовы отвечать за свои поступки. Иное дело – политика. Под рокот разговоров о традиционных ценностях и не заметишь, насколько глубоко охватил родину политический разврат.

Людей приучали – последовательно, системно, целенаправленно – к мысли о том, что они никак не могут повлиять на судьбу места, в котором живут. То есть, выражаясь яснее, людей развращали. Все получилось. За цифрами опроса, о котором шла речь выше, – одна простая мысль: жители главного города страны не понимают, зачем главному городу страны городская дума. И понять не стремятся. Это чужой какой-то мир, игрушка для хозяев жизни, и связать ее существование с жизнью собственной уже никак не получается. И это ведь социологи не спрашивали еще, что знают респонденты о полномочиях думы и депутата. Рискну предположить, что на таком коварном вопросе срезались бы не только избиратели, но и многие кандидаты от власти (некоторые кандидаты-футболисты, например, срезались).

Даже и федеральный парламент – никчемное место, пустое место. Чего ж тогда ждать от столичного?