личный архив
Журнал «Деньги» на платформе Republic продолжает серию интервью с руководителями столичных школ о настоящем и будущем российского образования. Этот разговор – с директором образовательного комплекса «Покровский квартал», историком, инноватором (слово «экспериментатор» в образовании имеет негативную коннотацию) и футурологом Ильей Новокрещеновым.
- В школе «Покровский квартал» 3,5 тысяч учеников и бюджет порядка полумиллиарда в год. Вам хватает?
- Точнее, наш годовой бюджет составляет 646 миллионов рублей, и этого хватает и на зарплаты, и на текущий ремонт. Сами тоже пытаемся заработать на услугах дополнительного образования, но мы в начале этого пути, доходы от платных услуг составляют пока менее 10% от бюджета. Мы в нашей школе решили, что все, что непосредственно связано с конкретными результатами обучения – кружки и секции типа «юный химик», «юный физик» будут у нас бесплатны, а развлекательные «хотелки», например, аргентинское танго или акробатический рок-н-ролл, будут оплачивать родители. В области иностранных языков, на которых неплохо зарабатывают в других школах, мы конкурируем с известными коммерческими брендами, ведь находимся внутри Садового кольца.
Но деньги не главное, для нас важна социальная интеграция школы в район. Например, «Покровский квартал» участвует в проекте «Московское долголетие»: к нам приходят люди «серебряного возраста», занимаются танцами, поют хором. Для них все бесплатно, а нашим педагогам за эти занятия доплачивает город. Кстати, около 70% всех заработанных школой денег уходит на оплату труда педагогов. Это важно, что школа не стоит с протянутой рукой перед родителями, а учится зарабатывать. Тем самым подаёт и пример своим ученикам. Нужно в своей жизни всегда занимать активную позицию.
– Школьному объединению «Покровский квартал», директором которого вы являетесь с момента его основания, уже пять лет. Есть успехи?
– Возникло объединение не на пустом месте: в самом центре города было объединено несколько старомосковских школ. Но, в отличие от многих объединений, когда в самом начале модернизации столичного образования, для того, чтобы сделать качественное образование доступным каждой московской семье, к сильной школе по территориальному признаку подсоединялись более слабые, в нашем случае явного лидера среди школ не было, все школы (а их было восемь, не считая детских садов) оказались примерно равны между собой, и в рейтинг вклада в качественное образование московских школьников входили лишь эпизодически, да и располагались в нижней его части.
Кроме того, на территории нашего микрорайона расположены большинство корпусов Высшей школы экономики, которая сразу стала участвовать в создании «Покровского квартала»: ее ректор Ярослав Кузьминов стал председателем нашего управляющего совета, а сотрудники Института образования НИУ ВШЭ помогли спроектировать комплекс не как конгломерат разных образовательный учреждений, а как большую единую школу.
Кроме детских садиков, у нас есть шесть школьных зданий, два из которых еще дореволюционные – бывшая Елизаветинская гимназия, построенная для девочек-сирот, чьи отцы погибли в русско-турецкую войну, а также бывшее духовное училище московских баптистов. В старинных зданиях обучаются по профильным направлениям ученики 10–11 классов. Таким образом, мы свое объединение начали не с трансформации начальной школы, как большинство, а с создания старшей профильной школы.