Сейчас многие вспоминают прошедшее двадцатилетие правления Путина, многие пытаются в который раз раскрыть загадку появления этой фигуры в Кремле. Конечно, это интересно, ведь человек 20 лет у власти. Но сегодня интереснее вглядываться не в развилку 1999 года, а в ту развилку, которая еще не пройдена.
Перекресток, который как будто вот сейчас появится прямо перед нами, не дает никому покоя. События, которые еще не произошли, кажутся сейчас более настоящими и тревожными, чем ежедневные новости.
В самом начале двадцатилетия было очень много «прошлого». Был необходимый по пиаровскому сценарию гнев по поводу 1990-х, пересмотр отношения к советскому времени, переписывание учебников. Трудно сказать, когда именно это произошло – но все это перестало быть важным. Раньше для действий и в политике, и в культуре было много причин из прошлого – полученное советское наследие, отношение к нему, споры с предшественниками. Но сейчас причин для действий гораздо больше в будущем – нужно передавать наследие, бороться за отношение к будущему, пытаться определить свое место в мире, спорить с возможными преемниками.
Тень прошлого сменилась тенью будущего. Над нами нависает будущее, а прошлое, может быть, и вернется, но не сейчас. Пытаться понять будущее – задача забытая и потому трудная. Сейчас особенно характерны попытки угадать «генеральную линию»: будет ли больше жестких правил и репрессий? Какая команда дана силовикам? Будут ли уступки или, наоборот, в наказание за уступки будут ужесточения и новые репрессии? Что «они» будут делать? А где у «них» красная линия, которую они точно не перейдут? Вопросы, иными словами, задаются о том, что там происходит «в системе»? Но это лишь признак стремления разгадать генеральную линию партии. Это стремление настолько укоренено в сознании, что его можно понять и простить. Все-таки на протяжении большей части истории русского ХХ века это было нужное умение.
Господа, вас тут призывают вместо привычных сетований на власть прислушаться К СЕБЕ! Каким бы вы САМИ хотели видеть это будущее! И не надо в ответ рассуждать о том, что от нас ничего не зависит, а власть всё равно, мол, всё это раздавит. Здесь недавно писали о том, что власть - не только нынешняя, а вообще любая - сама по себе образ будущего не выстраивает, а просто пытается УГАДАТЬ его в чаяниях народа - именно и только в этом случае ей будет сопутствовать успех! Конечно, она вовсе не ваши чаяния пытается угадать, а "глубинного народа"... Но ведь и глубинный народ сам по себе ничего не выдумывает и не сочиняет - он просто мурлычет себе под нос ту песенку, которую где-то услышал и "на душу легла". Вот и СПОЙТЕ ЕМУ - спойте так, чтоб слёз не удержать! И тогда будущее ваше...
"Интеллигентские" рассуждения... ни о чём. Поставил минус.
Интересная статья. Призывает "услышать будущего зов".
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Эти строки Бориса Пастернака очень даже подойдут, поскольку ничего понять в действиях властей невозможно, кроме одного: она хочет быть вечной.
И тут мне на память пришли две песни.
Первая, (Стихи Р. Рождественского, муз. А. Флерковского) с припевом:
Я свою любовь сберегу
Через море перекину мосты,
Если только я поверить смогу,
Что идешь навстречу ты...
В нашем случае "ты" - прекрасное будущее, и отсюда вторая песня (Стихи Ю. Энтина, муз. Е. Крылатова) "Прекрасное далеко"
Прекрасное далёко не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь.
От чистого истока в прекрасное далёко,
В прекрасное далёко я начинаю путь.
И вопрос, поставленный в песне "А сегодня что для завтра сделал я?"
К сожалению, у нас нет чистого истока, а выбираемся мы из страшной стужи, как писал Эренбург, а потом пели Никитины (уже третья песня):
А мы такие зимы знали,
Вжились в такие холода,
Что даже не было печали,
Но только гордость и беда.
И в крепкой, ледяной обиде,
Сухой пургой ослеплены,
Мы видели, уже не видя,
Глаза зеленые весны.
В нашей поэзии всё есть, но она в явном диссонансе с российской властью уже два века.
Осип Эмильевич не видел, но отчетливо осязал эту гору, уже через десяток лет персонифицировавшуюся лично для него, как и для всего гурта, в горца снаружи горы и в кумира внутри. Конец 20-х годов - вот важнейшая развилка, когда наш паровоз, минуя все стрелки, тупо понесся под гору - с остановками в коммуне, в гулаге, в колхозе, в прописке, в большом и в малых террорах, в досоафах и трудармиях. Ну а куда еще мог покатиться этот сталинский монстр на своей подсечно-дровяной тяге, если у него в котле кровь, а в тендере - марксизм-сталинизм и водородная бомба? Вот и катился, замедляясь, пока не кончились все дрова. Так и нынешнее хрен знает что, заведясь и разогнавшись от хрен знает чего, катится себе по нисходящей, пока не кончится вся нефть. И с чего это Вы, Максим, взяли, что нынешние горки, - те, что за поворотом - разучились отбрасывать свои тени? И разве мы на солнцепеке сейчас?
Попытаюсь ответить за автора. В Кремле гор будущего не видят и не конструируют. Поэтому все горы за поворотом - наши с вами. Вот в них (в эти горы) и в самих себя (и своё видение желаемого будущего) и стоит вглядеться, призывает г-н Трудолюбов. Отличная статья с очень простой и красивой аллегорией на мысль: если один, самый крупный актор ничего не решает и опустил руки - открывается возможность решать более мелким игрокам.
Путин всего-лишь делает что должно. Играет свою роль. (соб-но как все великие преступники. Великие герои вынуждены были отступать от текста)
.
А Украина прошла развилку? (я о том, что в Англии монархия, в России несменяемость, а в Украине и демократия и сменяемость. Ну и что?)
.
но зачем я все юлю. Россия и Украина олигархические по сути государства. Англия - нет. См. налоги. Остальное в пользу уважаемых граждан.