kremlin.ru
На неделе в России публично протестировали первый национальный беспилотный электропоезд «Ласточка». «То, что мы сегодня видели, – это результат большого технологического прорыва», – не поскупился на похвалу вице-премьер Максим Акимов, совершивший поездку вместе с главой РЖД Олегом Белозеровым. Сильное слово «прорыв» давно вошло в обиход представителей государства и, по сути, может означать что угодно. Может, например, – выход в мировые технологические лидеры. А может – просто первый реальный результат после многолетних проволочек и болтовни, нечто работающее (хотя бы в рамках презентации), придуманное и доведенное до ума вопреки всей российской бесхозяйственности.
Если Акимов использовал его во втором значении для внутреннего пользования – а чиновник делал акцент на том, что «это сделано руками наших инженеров, в наших технических центрах» (при том что сами «Ласточки» производятся на платформе немецкой Siemens) – то отчасти прав: Россия, наконец, не только говорит о современных стандартах, но и действительно их внедряет. Почему же тогда отчасти? Потому что не стоит спешить. Первые и, как официально сообщалось, успешные испытания пригородного поезда с автомашинистом под Москвой состоялись 61 год назад. Но ни советские, ни впоследствии российские пассажиры так и не смогли воспользоваться этим важным техническим достижением – если, конечно, не считать запуска в 2016 году на кольцевой линии московского метро поезда, управляемого компьютером (под присмотром машиниста, находившегося в кабине и контролировавшего работу автоматики), тогда же объявленного чиновниками неэффективным.
Однако если Акимов сделал свое эмоциональное замечание, имея в виду глобальный контекст, согласиться с ним еще тяжелее. Беспилотные поезда, мягко выражаясь, не новость индустриально развитой части мира. И даже развивающейся: в то время как Россия пытается автоматизировать движение скоростных поездов, Китай делает это на высокоскоростных магистралях, которые в России никак не могут создать. Первая обещает соединить Москву и Санкт-Петербург – если, конечно, сложатся все звезды и найдутся деньги (только на проектную документацию и подготовку к строительству, как на неделе выяснил РБК, РЖД готовится выделить 30,6 млрд рублей, в целом стоимость ВСМ Акимов оценил в 1,5 трлн рублей). Интересно, что скажут российские чиновники на торжественной церемонии запуска этой придуманной еще в СССР высокоскоростной линии, которую активно начнут строить лишь в середине 2020-х? Даже не стоит гадать. Это будет прорыв. Читайте в свежих Хрониках госкапитализма: