Магазин Nike в Пекине. Фото: Tingshu Wang / Reuters

Магазин Nike в Пекине. Фото: Tingshu Wang / Reuters

Китай фактически осуществляет в США политическую цензуру. Руководство китайской Компартии запрещает критику проводимой ею политики и затрагивание болезненных для страны тем. Этот запрет распространяется на глобальное англоязычное информационное поле.

Болезненных тем изначально было три: Тибет, Тяньаньмэнь, Тайвань (так называемые три Т, которые западным компаниям надо было обходить стороной). Со временем список расширился: уйгурский вопрос, протесты в Гонконге и даже Винни-Пух. Это может показаться странным, но председатель КНР Си Цзиньпин на самом деле огорчен мемами, где он представлен в виде медвежонка, поэтому тема Винни оказалась щекотливой.

Современная цензура не обязательно сводится к бюрократам, которые разрешают или запрещают, например, произведение к публикации. После появления интернета из-за обилия информации претворение в жизнь этой схемы физически невозможно. Но премодерация в принципе не нужна: куда эффективней реагировать точечно и приучать бизнес к самоцензуре. И КНР использует именно эту схему, что подтверждается следующими примерами.