
Фото: Valentyn Ogirenko / Reuters
Журналист Atlantic Дерек Томпсон не так давно рассказал, как встретился с друзьями в Нью-Йорке и отправился вместе с ними в шотландский бар в районе Вест-Виллидж. Один из них зарезервировал столик через приложение Seated, которое платит пользователям за то, что они делают бронь через него. В итоге Seated заплатил $30 в виде различных купонов (для покупок в Amazon и Starbucks). Томпсон задался вопросом, какой смысл в том, что приложение дарит такие щедрые бонусы обычным пользователям. На что его друг ответил: «Не знаю, есть ли в этом смысл, и как долго это продлится». В статье для Atlantic Томпсон пишет, что эта фраза лучше всего отображает эпоху потребительских технологий.
Примерно десять лет назад огромное количество стартапов обещало изменить то, как мы работаем, едим, добираемся до работы, занимается спортом и так далее. Кремниевая долина тонула в презентациях, авторы которых обещали создать аналоги убера для всех сфер жизни. Стартапы стали неотъемлемой частью жизни многих людей. Молодые американцы просыпаются на матрасах Casper, занимаются спортом на тренажерах Peloton, заказывают такси в Uber и работают в коворкингах WeWork. После окончания рабочего дня на Lyft они едут домой, где заказывают еду через Postmates. Если человек постоянно пользуется услугами этих стартапов, то он взаимодействует с компаниями, которые в общей сложности ежегодно теряют $14 млрд. И это только часть сервисов.
Стартапы и сейчас обещают прибыль. Рост - это только инструмент достижения такой позиции на рынке, когда общая прибыль за период будет больше, чем если мы будем расти медленно, только на основе реинвестирования своей прибыли.
Почитайте как мыслят вообще венчурные успешные инвесторы при оценке стартапов - https://ivanpalii.com/product-market-fit/. Их задача - не ошибиться с потенциалом рынка и основателя.
Есть 2 варианта того, что происходит с Uber, WeWork и что относится к ошибкам с основателем:
- намеренный обман инвесторов
- ненамеренные ошибки в подсчетах своей юнит-экономики и вообще моделирования роста компании.
Первый вариант не исправишь, а второй - можно исправить. Если у нас есть реально большой рынок и уже хорошо отстроенная воронка, то мы можем легко играть с ценнообразованием, продуктами, сокращением расходов. И повышение цен на продукты внутри компаний будет происходить не из-за недоверия инвесторов, а в рамках обычного усовершенствования юнит-экономики. Это то, что делают все компании, в том числе те, что не выходят на IPO.
И здесь недавний пост Аркадия Морейниса в тему.
"1. У любого поста о том, что задача стартапа — растить выручку, всегда найдутся комментаторы, утверждающие, что выручка — это фигня. Мол, очень легко «продавать доллар за 90 центов» — типа растить выручку, имея операционные убытки.
2. Могу только предложить комментаторам взять сумку с долларовыми бумажками, выйти на улицу и распродать все эти доллары по 90 центов по одному в одни руки. Предполагаю, что конверсия в продажи будет совсем маленькая. Люди же будут думать «это не настоящие доллары» или «тут какая-то разводка». Придется тратить время и деньги на укрепление доверия, построение бренда, расширение системы сбыта. И эти затраты окажутся гораздо большими, чем изначально заложенные убытки в 10 центов на доллар.
3. Увеличивать выручку каждый год в разы, даже торгуя себе в убыток — совсем не простая задача. Расходы на производство и стоимость привлечения покупателя по мере увеличения объема и доверия обычно уменьшаются. А это значит, что убытки сначала уменьшаются, а потом появляется прибыль. Ларек же с шаурмой с первого дня может приносить прибыль. Вот только размер прибыли этого ларька не фига не вырастишь в сто раз."
И дел мороз существует. Ты же проверял. Почему количество легковерных халявщиков со временем толькотрастет?
Ну вот и Дениска что-то дельное написал. Все идёт в цикле. В 1999 дотком компании оценивались по количеству кликов на вебсайте и прибыль тоже никого не интересовала. В 2001 году все это схлопнулось. И весь молодняк 20- летний который д....л на акции e- barber и wireless souvlaki , которые накрылись, похоронив на время деньги типа тогдашних “миллениалов», которых папы и мамы в то время обдумывали только. Про процентные ставки согласен, но диапазон понижения в 2001 был гораздо шире, а сейчас уже некуда особо снижать. В Европе 0 в штатах к среде будет 1.5%. Если рынки испугаются чего нибудь ( это может быть все что угодно) то у FED нет больше firepower для снижения ставок. До выборов в США музыка будет играть, а потом кому-то стульчиков не хватит. Проходили.
Все по разному. Тот же Amazon сумел выплыть и сейчас хорошо себя чувствует. А после 2000 недовольные инвесторы на Безоса в суд подавали. Дескать обманул ты нас гад. Мы тебе поверили вложились, а получили в итоге дешевые фантики.
Так и коммунизм недолго построить! :-) Напоминает бородатый анекдот: "Навара нет, зато при деле!" Всё это работает, только пока банки готовы кредитовать подобный, с позволения сказать, бизнес. Когда перестанут, вся эта халява внезапно закончится.
Ну, не только и не столько банки, сколько венчурные инвесторы, а если им повезёт - более массовые акционеры.
Предположение о том, что в будущем практически исчезнут компании, которые будут предлагать рост взамен прибыли, неверно. По крайней мере, до тех пор, пока существуют современные центробанки с их политикой минимальных % ставок и дешёвые деньги. И пока существует современный фондовый рынок, позволяющий любому купить акций многообещающей компании на 10-100 долл (которые, в случае чего, потерять не жалко, а вдруг они через 10 лет превратятся в 10 000?). И пока существуют миллионеры и миллиардеры, готовые вложить некоторую часть своего состояния (которую опять же не жалко) в стартапы, инкубаторы, любые проекты, которые им интересны. Это такой аналог благотворительности, только не в пользу бедных и немощных, а в пользу бедных молодых людей с каким-то потенциалом, или хотя бы с обещаниями. Но такая благотворительность иногда может «выстрелить».
Поэтому в ближайшем будущем никакого «схлопывания» этой массы недорогих (недорогих ли?) сервисов-с-претензиями-на-глобальность не ожидается.
Бедные, бедные, бедные интернациональные корпорации...