Александр Петриков специально для «Кашина»
Неделю назад замолчал «Футляр от виолончели» – знаменитый и влиятельный телеграм-канал, специализирующийся на компромате. Теперь издание Baza пишет, что с «Футляром» разобрались силовики, а именно Служба экономической безопасности ФСБ, которая пришла с обысками к предполагаемым авторам канала, нашла у одного из них сим-карту, к которой был привязан канал, ну и ушла – ни уголовного дела, ни протокола, просто отобрали симку и ушли. Сим-карту каждый видел – маленький металлический чип, в любом салоне сотовой связи можно приобрести бесплатно. А эта симка стоит два миллиона долларов (якобы за такую сумму «Футляр» предлагали продать его анонимные владельцы) или даже больше – трудно представить себе, сколько денег заработали владельцы канала, и публикуя на протяжении нескольких лет коммерческий компромат, и продавая блоки, то есть шантажируя своих героев, готовых платить за то, чтобы «Футляр» о них не писал.
Baza называет владельцами «Футляра от виолончели» известных черных пиарщиков Александра Гусова, Александра Крестникова и Алексея Козлова, но это тоже нуждается в оговорке – даже если среди этих людей был администратор канала (точнее, один из администраторов – доступ к управлению каналом в Telegram может быть у какого угодно количества пользователей, и у каждого по симке), он совершенно не обязательно должен быть его владельцем. И если предположить, что за Гусовым и его товарищами стоит кто-то еще, кто угодно – хоть российский чиновник, хоть олигарх-эмигрант, хоть генерал ФСБ, хоть иностранная разведка, – выяснить это достоверно никакая симка не поможет. Даже под пытками человек назовет имя – «Иван Иванович Иванов», – и тем, кто пытает, останется только поверить на слово, тем более что и сам пытаемый может не знать, кто стоит за тем Иваном Ивановичем. Но тут ведь еще вопрос – чего на самом деле хочет ФСБ, найти Ивана Ивановича или самой им стать. Если завтра в «Футляре от виолончели» появятся новые посты, что это будет значить – спецслужба осталась в дураках или канал теперь контролируется спецслужбой? Точного ответа на этот вопрос не будет ни у кого.
Эта история даже в самом спокойном пересказе звучит как эпизод криминальной хроники – какие-то компроматчики, шантажисты, за которыми охотится ФСБ. Ну, такой сериальный сюжет для НТВ. Но вообще-то через НТВ к этому сюжету можно подойти и с прямо противоположной стороны – атака на «Футляр от виолончели» в известном смысле продолжает ту многолетнюю экспансию государства в медиа, самым ярким эпизодом которой был и остается отъем НТВ у Гусинского в 2001 году, то есть те самые звенья гребаной цепи – сначала телевидение, потом газеты, потом интернет-издания, а вот теперь и телеграм-каналы. Уместен ли тут тот романтический тон, которым мы привыкли описывать разгромы независимых редакций – вопрос спорный, но что бесспорно – это действительно эпизод истории медиа, а не преступности.