Сколько помню, – еще с тех пор, как я, учась в школе, собирался поступать в медицинский, и до сего дня, – здравоохранение находится в состоянии реформирования. К системным положительным результатам это приводило далеко не всегда. И дело не в том, что у нас какое-то плохое руководство системой здравоохранения. У нас есть несколько ключевых, основополагающих проблем, которые мешают менять ситуацию к лучшему.
Одна из главных – деньги. Их слишком мало для страны таких географических размеров, с такой сложной инфраструктурой, где много труднодоступных регионов, где учреждения здравоохранения очень рассеяны. Это первое, во что упираются все реформы.
Вторая проблема – нет административных кадров. Люди, которые занимают административные должности в медицине, начиная с заведующих и главных врачей и заканчивая чиновниками в министерствах, зачастую не имеют систематического образования в области управления, организации здравоохранения. Сама система обучения этому в России очень устарела. Я закончил медицинский вуз в 2009 году. Самые бездарные из моих однокурсников пошли не в практикующие врачи, а в управление здравоохранением. Это те, у кого не было таланта и терпения освоить медицинскую специальность. Управление, администрирование – это те сферы, которые требуют глубоких знаний математики, социологии, маркетинга. Но у нас руководители этих знаний зачастую не имеют, а потому не могут грамотно руководить.
Есть успешные, эффективные российские медучреждения, и их руководителей считают выдающимися. Но они просто обладают навыками, которые на Западе считаются сами собой разумеющимися навыками администратора. Их так учат.