
Центр симуляционного и имитационного обучения Института фундаментальной медицины и биологии Казанского федерального университета. Фото: Kremlin.ru
Сколько помню, – еще с тех пор, как я, учась в школе, собирался поступать в медицинский, и до сего дня, – здравоохранение находится в состоянии реформирования. К системным положительным результатам это приводило далеко не всегда. И дело не в том, что у нас какое-то плохое руководство системой здравоохранения. У нас есть несколько ключевых, основополагающих проблем, которые мешают менять ситуацию к лучшему.
Одна из главных – деньги. Их слишком мало для страны таких географических размеров, с такой сложной инфраструктурой, где много труднодоступных регионов, где учреждения здравоохранения очень рассеяны. Это первое, во что упираются все реформы.
Вторая проблема – нет административных кадров. Люди, которые занимают административные должности в медицине, начиная с заведующих и главных врачей и заканчивая чиновниками в министерствах, зачастую не имеют систематического образования в области управления, организации здравоохранения. Сама система обучения этому в России очень устарела. Я закончил медицинский вуз в 2009 году. Самые бездарные из моих однокурсников пошли не в практикующие врачи, а в управление здравоохранением. Это те, у кого не было таланта и терпения освоить медицинскую специальность. Управление, администрирование – это те сферы, которые требуют глубоких знаний математики, социологии, маркетинга. Но у нас руководители этих знаний зачастую не имеют, а потому не могут грамотно руководить.
Есть успешные, эффективные российские медучреждения, и их руководителей считают выдающимися. Но они просто обладают навыками, которые на Западе считаются сами собой разумеющимися навыками администратора. Их так учат.
Спасибо за статью - описано как есть, увы.
К изложенным 10 проблемам и добавленной в комментариях 11-й считаю необходимым присовокупить 12-ю: Уважение. Пациент не уважает врача, а врач - пациента. Среднестатистически. Пациент - потому что уделяют мало времени, к нему относятся с позиции формальности и статистики, порой некомпетентно. Не получая по разным причинам качественной медицинской помощи, пациент начинает без разбора «катать жалобы», по поводу и без «идти к заведующему». Врач чувствует (в том числе, и на собственном кармане - см. жалобы) к себе отношение как к обслуживающему персоналу - при всем моем уважении к людям вообще, и к работникам сферы услуг в частности - это не одно и то же. И специалист, который должен помогать, начинает черстветь, видеть в каждом пациенте в первую очередь потенциальную проблему, а не Человека, которому нужна помощь. Ни в коем случае, не говорю, что все такие - склочные пациенты и врачи, которым все равно, только бы формальности соблюсти и отстаньте. Есть нормальные люди с обоих сторон. Их много. Но и те, и другие, раз (или несколько) получив «пинок», как та бездомная собака, больше не доверяют никому и не уважают никого - потому что так спокойней и проще. И безопасней.
Что-то я не слышал в штатах об очередях на операции, разве что какого-то светилу ожидать.. Интересно бы услышать пример такой очереди. В Канаде и Великобритании это пожалуйста - это страны, где победило что-то типа Obamacare.
Ну и вдогонку к своему предыдущему комментарию. Современные студенты медицинских вузов не столько учатся, сколько занимаются всякой общественной нагрузкой, чтобы иметь стипендию. Это неправильно. Не просто хорошо учиться, но еще из кожи лезть во всяких волонтерствах и т.д. И ещё. Хорошо, у автора есть возможность ездить по стране и миру для самообразования. Но это исключение. На местах - курсы повышения квалификации в ближайшем региональном центре, а уж что-то большее - слишком дорого
1. Приписки, ложь и излишняя отчётность не дают реальной картины.
2. Главное- бумага, а не помощь людям.
3. Рост зарплат из-за увеличения нагрузки и сокращения персонала.
4. Нищета населения.
5. Отношение к людям со стороны профессионалов (снобизм, неуважение, презрение)
Вообще, все перечисленное характерно для всех видов деятельности в бюджетной сфере, в образовании тоже самое.
Почему-то никто в упор не замечает простой вещи: медицина для населения о медицина для руководства страны- абсолютно разные вещи.
Статья плохая. У автора отсутствует структурированное мышление. И его "десять заповедей" только запутывают понимание ситуации.
А она, ведь, крайне проста.
В РФ есть два вида медицины: деградирующая государственная и активно развивающаяся частная. У обеих - одна проблема: отсутствие денег. Только лишь разница в источнике. В первом случае - нет бюджетного финансирования, а во втором - крайняя бедность населения, неспособного купить медицинскую услугу.
Вот, собственно, и всё.
Одиннадцатая, она же корень всех остальных проблем - народу патриотичное ОМС, а верхушке - лучшие клиники вражеского Запада. Видно, у них полис на какую-то другую букву начинается.
Автору статьи большое спасибо. Проблемы описаны верно. Однако я хочу сказать, что корни этих проблем лежат в негативной селекции управленческих кадров (автор, кстати, отметила, что самые тупые студенты идут в управленцы) и тотальной лжи, которое насаждает государство. Главное - вранье и подтасовка отчетности. В этих условиях страховая медицины России стала источником обогащения руководства страховых компаний, которых не врачи, ни пациенты не интересуют. Честнее было бы создать единый общероссийский ФОМС и гарантировать людям получение медицинской помощи в любой клинике страны, а также способствовать развитию негосударственных фондов дополнительного медицинского страхования. Слава богу, есть платные поликлиники и в них белее-менее квалифицированные врачи, но обращаться к ним могут далеко не все граждане, живущие в бедности, а порой и за ее чертой.
Недавно моя одноклассница умерла от рака, хотя вовремя обращалась за помощью, но рак обнаружили лишь тогда, когда он перешел в терминальную стадию. Она была шокирована низкой квалификацией и безответственностью. Терапевт не мог правильно оценить анализы крови, а потом, когда ей стало хуже, отправил к гастроэнтерологу. Этот врач и забил тревогу и отправил ее на рентген, где обнаружили рак легкого. В Питере ей продлили жизнь на полтора года, причем активной и хорошей жизни. Но хорошее лечение получила благодаря прописке у сына, жившего в северной столице. У нас в провинции умерла бы гораздо быстрее и, скорее всего, мучилась бы.
Ох, да, в провинции нормальной медицинской помощи нет. А вид поселковой больницы изнутри (куда попала моя старушка-мать года три назад) вообще вызывает оторопь, в ней отдельные сцены "Сталкера" можно было снимать.
Очень хочется, чтобы с таких статей снимали пейвол, чтобы был смысл их в соцсетях пошарить!
Все Москве,все в Москву. А колония ... пусть рабы дохнут,бабы новых рабов нарожают.
Медицина по ОМС в Москве - отстой, в лучшем случае -лотерея.
По ДМС значительно лучше, но если болезнь серьёзная или комплексная - прямой путь в платную клинику, и её тоже надо тщательно выбирать.
В Подмосковье ещё сложней. В ряде случаев по скорой надо ехать в разные концы области, а там, если диагноз не подтвердится, скорая назад не повезёт.
В областях не знаю, но догадываюсь, что не лучше.
Пока не знаю, фейк или нет, но госпредприятиям пытаются навязать покупку только такого оборудования, в котором не больше 10 % импортных комплектующих по номенклатуре или количеству. Кто-нибудь знает, где достать журнал "Юный техник" и советские микросхемы ?