Опубликованная 12 февраля статья «Что делать оппозиции 22 апреля» вызвала оживленную дискуссию. Одни сочли ее аргументом в пользу бойкота конституционного недореферендума, другие – призывом голосовать против поправок в Конституцию (хотя в реальности там шла о речь о том, что приемлемы оба варианта). Но 10 марта мутный проект, который ранее не давал однозначных оснований полагать, каким образом путинизм намерен сохранить себя в новом формате, обрел полную ясность. После того как было объявлено об «обнулении» сроков Владимира Путина, вся эта внутренне противоречивая словесная консервативно-патриотическая мишура, которой был забит проект поправок, утратила смысл. Теперь все понимают, что 22 апреля (дата назначена указом президента, но еще может быть перенесена) предстоит голосование о фактически пожизненном правлении Путина. И эта ясность делает совершенно иной ситуацию выбора стратегии голосования для тех, кто не хочет оставаться в бесконечно продлеваемом прошлом, лишающем страну будущего.
При этом появилась и иная ясность – правила голосования 22 апреля почти не дают никаких шансов на нормальный гражданский контроль и получение честных результатов. Согласно принятому за основу Центризбиркомом «Порядку подготовки и проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ» на избирательных участках не будет независимых наблюдателей (их будут направлять лишь назначенные самой же властью Общественные палаты, то есть власть будет контролировать сама себя). Единственный вариант – присутствие представителей СМИ.
Фактически это создание условий для массовых фальсификаций. Резко расширятся возможности бесконтрольного голосования. Так, избирательные участки, кроме как в воинских частях, консульствах за рубежом и на судах, могут дополнительно образовываться в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, предприятиях и организациях с непрерывным циклом работы, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), а также в местах, где пребывают участники голосования, не имеющие регистрации по месту жительства. Причем «в исключительных случаях» участки могут образовываться с информированием ЦИК России не позднее чем за три дня до голосования. То есть, когда к контролю на них никто не успеет подготовиться. Голосование вне участков может проводиться не только в день голосования, но в течение трех дней до этого.