
Россия. Москва. Президент Азиатской футбольной Конфедерации Шейх Салман бин Ибрагим Аль-Халифа, наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман Аль Сауд, президент FIFA Джанни Инфантино и президент РФ Владимир Путин, вдова советского футбольного вратаря Льва Яшина Валентина и первый вице-президент РФС Никита Симонян на стадионе "Лужники" во время церемонии открытия ЧМ-2018 перед началом матча группового этапа чемпионата мира по футболу - 2018 между сборными командами России и Саудовской Аравии. Фото: Михаил Метцель / ТАСС
Телефонный разговор между Владимиром Путиным и Дональдом Трампом в начале недели зародил надежду на то, что Вашингтону удастся уговорить Москву закончить нефтяную (ценовую) войну с Саудовской Аравией (КСА). Вечером того же дня нефть подорожала. Баррель нефти марки Brent, например, прибавил 3,5% и достиг $23,55. Президенты договорились продолжить консультации на уровне министров энергетики – и первые переговоры по телефону между Александром Новаком и Дэном Бруйеттом уже состоялись.
Насколько оправданы эти надежды, сейчас, конечно, никто не знает. Однако известно, что саудиты ни на какие переговоры с Россией идти не намерены.
«Никаких контактов между министерствами энергетики Саудовской Аравии и России не было ни по увеличению количества членов ОПЕК(+), ни по обсуждению мер по стабилизации нефтяных рынков»,- заявил один из высокопоставленных сотрудников Минэнерго КСА.
Поводом для этих слов стало интервью агентству Reuters гендиректора Российского фонда прямых инвестиций Кирилла Дмитриева, в котором он в частности сказал: «Мы находимся в контакте с Саудовской Аравией и рядом других стран. Основываясь на этих контактах, мы видим, что, если число членов ОПЕК+ увеличится, а другие страны присоединятся, существует возможность совместного соглашения о балансе нефтяных рынков».
Москва неоднократно заявляла, что готова к продлению соглашения ОПЕК+, но на взаимоприемлемых условиях, а не на условиях Эр-Рияда. Дмитриев и Новак, возглавляющие лагерь сторонников сделки ОПЕК+, считают победу ее противников, во главе которых стоит президент Роснефти Игорь Сечин, временной и еще не потеряли надежды на заключение соглашения с нефтяными шейхами.
Саудовская Аравия, напомним, фактически объявила ценовую войну России, объявив о резком росте добычи нефти и одновременном снижении ее цены для покупателей в Европе и Азии. Россия вызов приняла и тоже готова наращивать добычу черного золота, хотя ее мощности сильно уступают саудовским. Достаточно сказать, что если саудиты готовы или, по крайней мере, обещают добывать как минимум на 2,5 млн бар./сутки больше, чем в феврале, то их российские коллеги едва ли смогут прибавить больше полумиллиона.
Обе стороны несут большие убытки от обвалившихся до уровня начала века цен на нефть, но намерены стоять до конца в надежде, что они лучше противника готовы к затяжной ценовой войне.
КСА и РФ борются не только друг против друга, но и против США. Пользуясь сделкой ОПЕК+, американские сланцевики не только сильно увеличили добычу нефти, но и вытеснили участников соглашения с ряда рынков. Больше всего от сланцевиков пострадали члены ОПЕК и, главным образом, КСА.
По иронии судьбы, именно США сейчас больше всех хотят прекращения войны и стабилизации рынков. Этим, во многом, и объясняется звонок из Белого дома в Кремль. Незадолго до этого стало известно, что США даже готовы на переговоры о стабилизации рынков с ОПЕК.
Все для фронта, все для победы
Насколько обоснована уверенность саудовских лидеров и, в первую очередь, фактического правителя королевства наследного принца Мухаммеда бен Салмана (МБС), который в известной мере и начал эту войну из-за уязвленного самолюбия, большой вопрос. Из-за огромных убытков Эр-Рияд был вынужден пойти на беспрецедентный режим жесткой экономии и сократить расходы правительства, как сообщило Saudi Press Agency со ссылкой на министра финансов и министра экономики и планирования Мухаммеда бен Абдаллу аль-Джадаана, на $13,2 млрд или почти 5%.
Саудовский Минфин попросил министерства и ведомства предоставить соображения по 20–30-процентному сокращению расходов еще до провала переговоров по продлению действия ОПЕК+.
О потерях, которые несет саудовский бюджет, можно судить по заявлению рейтингового агентства Fitch: «Мы считаем, что изменение цены барреля нефти на $10 уменьшает ВВП королевства на 2–4%».
Тем не менее, в Эр-Рияде утверждают, правда, не очень убедительно, что королевство в состоянии приспособиться к новым ценам на черное золото.
Суверенный фонд, которым Эр-Рияд сейчас широко пользуется для затыкания дыр, несмотря на свои внушительные размеры со временем иссякнет. Похоже, начали открываться глаза и у флагмана саудовской промышленности, крупнейшей нефтяной компании планеты Saudi Aramco, которая собирается выставить на продажу крупный пакет акций оператора нефтепроводов на $10 млрд.
В текущем году Aramco, наполовину наполняющей бюджет КСА, предстоят выплатить дивиденды на $75 млрд и сделать первый взнос за SABIC. Пандемия коронавируса и ценовая война резко затрудняют эту задачу.
Согласно Википедии, себестоимость российской нефти - 17,2 долл./баррель, а в статье - "около 5".
Может, автор пояснит такое расхождение в таком ключевом показателе?
У саудитов в Википедии - 9,9.
И при разных цифрах себестоимости везде говорится, что в России добывать дороже, чем в СА, а тут неявно утверждается обратное.
Что это?
Мне кажется, что нехитрый рецепт, который использует Republic для наполнения контента (заказать статью "журналисту", который усердно понадергает цитат из совершенно перпендикулярных источников и слепит некую приемлемую версию) - такой подход, мягко говоря, неправилен.
Мне кажется, чтобы создать целостную картину происходящего, надо дать возможность высказаться именно профессионалам, а еще лучше устроить между ними дискуссию - а читатели уж пусть сами формируют свой взгляд на предмет.
А непрофессионал ничего не сможет, он попросту не в теме - если только у него нет своих знакомых-профессионалов, которые его просветят - а тогда и цитат никаких не надо, если есть качественные источники.
Я когда-то этим интересовался. Если Вы хотите получить минимальную себестоимость, то Вы подсчитываете, сколько стоит выкачивать нефть из скважины, на уже существующем проекте. Если Вы хотите себестоимость чуть повыше, то добавляете себестоимость транспортировки. Хотите себестоимость еще выше - добавляете затраты на управленцев. Дальше добавляете расходы на геологоразведку и развитие технологий. Потом налоги.
.
Таким образом, у Вас получается куча себестомостей, которые Вы можете назвать доверчивому читателю. Неспециалисту во всех этих costs, running costs, и какие когда надо применять, легко запутаться.
"Основная причина столь высокой себестоимости российской нефти - налоги. Замминистра энергетики РФ Павел Сорокин в феврале 2019 года заявил в интервью газете "Ведомости", что себестоимость российской нефти на сегодняшний день составляет 25 долларов и меньше, все остальное, по его словам, - налоги.", источник - https://www.dw.com/ru/добыча-нефти-в-россии-одна-из-самых-дорогих-в-мире/a-51209117
Главное преимущество РФ - более длинные кишечники у населения, позволяющие дольше переносить невзгоды из-за выкрутасов наших вождей.
Смутное время
Ну, не знаю... По-моему, ситуация в Саудовской Аравии в материале описана как чуть ли не апокалиптическая, что совсем не так. Перспективы России, напротив, представлены как вполне себе оптимистические, на мой взгляд, без достаточных на то оснований. Да и серьёзная заинтересованность США в прекращении конкуренции на рынке нефти сомнительна...
Понимаете, Саудовские власти продают нефть и разбрасывают деньги с вертолета своим подданным. Раньше больше, теперь меньше. Там нечего брать с людей, они не занимаются производящей деятельностью. В этом ограниченность ресурсов СА. В России власти в течение уже нескольких лет переносят тяжесть налоговой нагрузки с нефтяной промышленности на другие сектора экономики и население ("Люди -- наша новая нефть!"). Вот тут на вклады со следующего года пообещали, например. Так как население привычно молчаливо, то закручивать финансовые гайки можно до бесконечности. Когда саудовский принц приползет к Вове на коленях, люди в нашей стране, образно выражаясь, "будут есть траву". Но мы победим! (Параллельно помогая ЦАР, Сирии, Венесуэле, Замунде ...)
> В России власти в течение уже нескольких лет переносят тяжесть налоговой нагрузки с нефтяной промышленности на другие сектора экономики и население
Сколько себя помню, наши власти непрерывно и изо всех сил над этим работают. По принципу бутерброда:
Утром мажу бутерброд -
Сразу мысль: а как народ?
И икра не лезет в горло,
И компот не льется в рот!
А если серьезно, то хотелось бы пояснение, почему Вы считаете, что у этого тяжкого труда есть какой-то результат
Я вас понял, Капитан, вы полагаете, что за счёт налогооблажения Россия имеет решающее преимущество перед СА. Возможно, вы в чём-то правы, хотя формирование бюджета в основном из несырьевых источников, на мой взгляд, означало бы, что Россия слезла с нефтяной иглы. Я не надеюсь увидеть это при своей жизни. Но я, вообще-то, писал просто об односторонности авторского подхода в комментируемой статье, когда даже техническое отставание российских компаний ("Кстати, за высокую стойкость российских нефтяников Запад может в немалой степени благодарить санкции, уже шесть лет ограничивающие российскому бизнесу доступ к новым технологиям и кредитам") расценивается как плюс, а практически неограниченные возможности для внешнего заимствования для СА вообще не рассматриваются.
Далее, упоминается, что "У российской нефти низкая себестоимость. К примеру, у «Роснефти» она составляет около $5 за баррель". (Сечин в интервью, правда, толковал о 9 долларах, но ему-то откуда знать...) А какая себестоимость у саудитов, автор, видимо, не знает. А это ничего, что 1 апреля сего года, когда цена на российскую нефть далеко не достигла $5/баррель, Юралс уже продавалась в Европе в убыток?
Да и вообще, конкуренция за рынки сбыта для капитализма - это нормально, в итоге никто ни к кому не должен приползать, просто изменится (или не изменится) доля СА и России. А цена на нефть начнёт восстанавливаться не в результате картельного сговора, а по мере восстановления спроса. И это хорошо.
Там нечего брать с людей, они не занимаются производящей деятельностью. /// у саудовской аравии мощная нефтепереработка (и неслабый экспорт нефтепродуктов), производство полимеров, спиртов и прочей химии, минеральных удобрений, строительных материалов, металлов и кой-чего еще. достаточно сказать, что электроэнергии на душу населения аравия производит и потребляет примерно вдвое больше, чем россия.
А кто работает на этих предприятиях: местные или иностранные граждане ?
все. и какая разница, кто работает? от этого предприятия не перестают быть саудовскими, со всеми вытекающими.
Вообще разница есть: со своих граждан золотую стружку легче снимать, чем с иностранных рабочих.
да что вы говорите. расскажите, какие в россии проблемы со снятием золотых стружек с гастарбайтеров. вот уж кого давно обложили со всех сторон по самое не балуй. начиная с того, что платят гроши, за которые местные и шевельнуть рукой не желают.
(повежливее пожалуйста).
1. Речь идет про удержания с работника государству, а не коррупционные ходы с откатами начальнику ЖЭКа.
2. И мы про СА, не Россию.
1. так что мешает удержать с гастарбайтера? 2. и что? там марсиане живут?