Московский магазин во время карантина, апрель 2020 года

Московский магазин во время карантина, апрель 2020 года

Мария Покровская

В середине апреля Высшая школа экономики провела онлайн-семинар «Оценки последствий пандемии СOVID-19 для российского рынка труда и внебюджетных фондов». Поучаствовав в этой зум-конферении, журнал «Деньги» публикует отрывки из выступлений, показавшиеся нам наиболее интересными – о том, как устроена структура занятости в российской экономике, почему в стране нет нормальной статистики о зарплатах и в чем причина неэффективности государственных бирж труда.

Директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон: «Надо хотя бы по 20 000 рублей на 4 месяца»

Всего у нас примерно 72 миллиона занятых, из них каждый третий работает в торговле, в ресторанах, гостиницах, туризме, рекреации – это больше 20 миллионов человек. Если мы возьмём только крупные и средние предприятия, то это 32 миллиона. Фактически, трудовое законодательство, законодательная защита занятости действует только здесь, и то не везде. Значит, 40 миллионов человек работает вне крупных и средних [предприятий].

Если мы возьмём все юридические лица страны, то это 44 миллиона [работающих]. Вне юрлиц, вне организаций – 28 миллионов, и это преимущественно услуги: торговля, ремонт, гостиницы, рестораны и так далее, и так далее. У этих бизнесов резервов практически нет, они не защищены Трудовым кодексом, и доходы у тех, кто работает вне организаций, в среднем на 25% меньше, чем в организациях. То есть если в организациях средняя заработная плата в 2019 году была примерно 46 тысяч рублей, то у этих 28 миллионов, считайте, на 25% меньше, это следует из оценок Росстата. Малый и микробизнес, мелкое строительство – это 5 миллионов, торговля, розничная прежде всего, ремонт и услуги – 11,3 миллиона. Всего 25 миллионов человек, которые под ударом.

Хотя понятно, что всё это имеет ещё и территориальное измерение – в Москве это [выражено] гораздо сильнее, чем в других местах. В Москве доля людей, занятых в услугах, непосредственно ориентированных на население, – гораздо выше, она свыше 50%.

«Службы занятости фактически деградировали»

Мне кажется, что мы здесь в полной мере адресный подход реализовать не сможем, и поэтому лучше дать тем, кто, может быть, не очень нуждается, чем потерять тех, кто реально нуждается.

Как я понимаю, сейчас основная идея заключается в том, чтобы поддерживать потерявших работу через службы занятости. В какой мере это можно реализовать, мне неизвестно, потому что я не очень представляю себе, каковы технологические возможности службы занятости. После долгих лет низкой безработицы и передачи службы занятости на региональный уровень они фактически деградировали, мы про них ничего не слышали, что они могут делать в этой ситуации – мне сказать трудно.

Но здесь возникают новые проблемы: нужна быстрая и безусловная регистрация тех, кто обращается, вне зависимости от предыдущего статуса на рынке труда. То есть никакой дискриминации – самозанятых, неформальных и так далее – быть не должно, тем более, что мы не можем определить, кто неформальный, а кто формальный.