Выпуск авторской программы "Бесогон ТВ" Никиты Михалкова. Фото: youtube.com

Выпуск авторской программы "Бесогон ТВ" Никиты Михалкова. Фото: youtube.com

Ситуация пандемии, в которой мы все оказались, порождает слухи, фейки, панические нарративы или, наоборот, яростное отрицание опасности. Эти тексты нередко распространяются из самых лучших побуждений: чтобы предостеречь своих близких от опасности, рассказать, чем защититься, обсудить, в чем причина эпидемии и как ее прекратить. В них проявляются страхи и надежды сотен тысяч людей, которые оказались в ситуации дефицита сведений об эпидемии, и уже одного этого достаточно, чтобы обратить на них внимание: слухи, фейки, городские легенды выдают тревоги людей и их недоверие к официальным источникам информации.

Но они и сами представляют опасность. Как показали многочисленные исследования, популярность таких текстов существенно повышает риски распространения заболевания: они снижают готовность людей соблюдать меры безопасности и следовать советам медиков, или наоборот – приводят к панике и «охоте на ведьм», когда виноватым в эпидемии объявляется не печальное стечение обстоятельств, а чья-то злая воля.

Впрочем, есть хорошая новость: сегодня, когда эти тексты распространяются не только устно, но и онлайн, их довольно легко отслеживать и понимать, как устроена инфодемия. Именно этим и занимается исследовательская группа «Мониторинг актуального фольклора»: мы собираем тексты неформальной коммуникации, а потом отслеживаем их популярность при помощи сервиса анализа социальных медиа «Медиалогия». Сейчас нами собраны несколько десятков сюжетов, которые суммарно дали почти 1,5 млн репостов.

Чего же боятся и на что надеются люди, пересылающие друг другу в WhatsApp или «Вконтакте» непроверенную информацию?

«Обычный грипп»

Как мы помним, россияне поверили в коронавирус не сразу. В соцсетях до сих пор активно циркулируют сообщения о том, что это «обычный грипп», а значит, какие-то специальные меры по борьбе с ним не нужны. Это одна из самых популярных идей – с 1 февраля по 16 мая она была представлена в 382 тысячах текстов соцмедиа (для сравнения, еще один популярный сюжет – о том, что большинство уже переболело этим вирусом осенью или зимой, – появился только в 94 тысячах сообщений).

Но вот что любопытно – популярность идеи об «обычном гриппе» вела себя точно так же, как сам грипп: сначала медленный рост, потом взрывной, затем выход на плато и постепенный медленный спад. Эти тексты стали появляться в соцсетях в январе-феврале, их число колебалось от 1300 до 1800 в день. Но 10 марта оно резко взлетело и 17 марта добралось до пикового уровня почти в 11 тысяч сообщений. Тем временем число случаев заболевания в России медленно продолжало расти. И как раз 18 марта – по данным сайта «Коронавирус сегодня» – впервые перешло рубеж в 100 случаев.

Остановило ли это ковид-диссидентство в соцмедиа? Конечно, нет. В течение почти недели – до 22 марта – тексты об «обычном гриппе» продолжают появляться по 10–10,5 тысяч в день, хотя за это время число заболевших выросло в три раза.