Илья Яшин и Алексей Навальный на митинге в поддержку фигурантов "московского дела". Фото: Sergei Ilnitsky / EPA / TASS

Илья Яшин и Алексей Навальный на митинге в поддержку фигурантов "московского дела". Фото: Sergei Ilnitsky / EPA / TASS

Алексей Навальный в коме в Германии. Множество жителей России справедливо напуганы возможным фактом открытого политического террора. Но, кажется, еще больше пользователей фейсбука с телеграмом волнует судьба страны без Навального. Даже некоторые образованные и имеющие среди оппозиции вес публичные люди совершенно уверены, что, умри Навальный или испугайся вернуться на родину, она, родина, будет лишена шанса на успешный протест, потому что если не Навальный, то, как говорится, кто?

Этот вопрос лишь звучит карикатурно, а в действительности он ровно десять лет как выдает в наших людях отсутствие сильной политической культуры и полное незнание истории хотя бы своей страны. Такие два качества заставляют граждан думать, будто лидерами будущего движения за перемены обязательно станут те, кто сегодня на виду.

А это неправда, порожденное исключительно плохим знанием истории заблуждение. Алексею Навальному я желаю скорейшего выздоровления, его отравителям – неминуемого наказания, если он был отравлен (немецкие врачи, по крайней мере, уже считают так). В общем, пускай у Алексея Навального все будет хорошо.

И нам отчаиваться не надо. Если Навальный после такого решит в политику не возвращаться, не стоит нам плакать над собой, как над сиротами. Потому что шанс, что именно Алексей Навальный или кто-то из других оппозиционных лидеров, которых мы сейчас видим, возглавит настоящий протест, минимален. Знаете, почему? Потому что они не развивались в условиях политической конкуренции. Можно даже сказать жестче: все, кого мы сейчас видим, активны, живы и на свободе не потому, что они лучшие, а по той лишь причине, что смогли выжить в тяжелой, пронизанной цензурой, политическими репрессиями и слежкой среде. Возможно даже, что кто-то из этих лидеров стал результатом негативного отбора, то есть политически выжил не вопреки авторитаризму, а благодаря личным и несовместимым с интересами общества качествам.