Галерея «Граунд Солянка»
Вспомни анекдот
Посмотреть такую выставку – все равно что расковырять заживающую болячку: больно, но рука сама тянется. И на ум приходит анекдот про Гондурас, который, как известно, главное не чесать.
Выставку приходится не только смотреть, но прежде всего читать – экспозиция состоит из текстов и редких фотографий, декорацией служат страницы словаря еврейских имен, увеличенные до масштаба стен. Дизайнер Игорь Гурович, придумавший такую архитектуру, словно напоминает другой анекдот: «Нет такого слова, которое не могло бы послужить еврею именем или фамилией».
Галерея «Граунд Солянка»
Третий анекдот из десятков, выцепленных из памяти выставкой, – «Я не знаю, о чем вы, но ехать надо», – снова становится актуальным и применимым уже не к отдельно взятой нации, но к конкретной стране. Не случайно же проект «Найди еврея» возник именно сейчас.
Поводом для него стало тоже воспоминание – из 1970-х. Литературный критик Анна Наринская, инициатор выставки и, вместе с руководителем галереи Екатериной Бочавар, ее сокуратор, вспоминает, как соседи за стеной – в блочной девятиэтажке была идеальная слышимость – на повышенных тонах рассуждали о происхождении главных советских функционеров. Приписывая еврейские корни всем подряд, включая главного идеолога Политбюро ЦК КПСС Суслова. Непонятно было, антисемитский это разговор или, напротив, юдофильский – дескать, молодцы наши, пробрались на самый верх. Да и не важно, с какой целью происходило это копание в родословных, потому что рассуждения такого рода были в 1970-х обычным делом – так же, как в перестроечные времена вошло в привычку перечислять национальности первых советских министров, виня их в ужасах революции. Обвинители суммировали при этом министров, входивших не в одно, а в несколько первых правительств, а в евреи записывали латышей, немцев и прочих инородцев, продолжая вечный поиск чужих, которые во все времена олицетворяли в России врагов. И до сих пор олицетворяют, только теперь акцент сместился в сторону гостей из бывших союзных республик. Но живем мы в положении неустойчивого равновесия, и достаточно любого толчка, чтобы стрелка, указывающая на виновника всех бед, вернулась назад.