Первый после летних каникул выпуск подкаста «Товарищ иностранец» посвящен изучению русского языка. Что мотивирует иностранцев начать учить великий и могучий? Насколько на это влияет ухудшение отношений между Россией и Западом? И кому это помогает в карьере? Обо всем этом ведущая подкаста Настя Седухина (её коллега по «Товарищу иностранцу» Эмили Шервин уехала в Лондон) побеседовала с журналисткой из Бразилии Аной-Ливией Араужо Эстевес, студентом из Республики Конго Жорди Мантари и преподавательницей русского языка как иностранного в МГЛУ Светланой Масловой.
— Наши слушатели, которые редко общаются с иностранцами, часто спрашивают: «А что они вообще здесь делают? И зачем им изучать русский язык?». И поэтому мне хотелось бы первым делом спросить наших иностранных гостей: почему вы решили изучать русский? Как так сложилось?
Ж.: Когда я жил в Конго, то ничего не знал вообще о русском языке. Но я обожаю иностранные языки, а мой друг рассказывал мне о Российском культурном центре. Там я познакомился с русским языком и сейчас он мне очень нравится.
— А у тебя, Анна-Ливия, как сложилось, что ты стала изучать русский?
А-Л: В детстве я занималась спортивной гимнастикой. Звезды этого спорта — Светлана Хоркина и Алексей Немов. У нас в Сан-Паулу самая крутая тренерша была из России — её звали Валерия Лакербай из России, все ее боялись и восхищались одновременно. Моя мечта была с ней потренироваться. Когда это получилось, мне уже было 12. Она говорила по-португальски, но ругалась по-русски. И мне этот язык показался интересным. Потом мама рассказала мне про русскую историю., про революцию, которая здесь была. Так что уже в университете я решила попробовать выучить русский язык и приехала сюда.
— То есть в Бразилии ты учила русский в университете?
А-Л. Нет, это было не в университете — и это показывает, как далеко мы друг от друга. В Сан-Паулу в то время были одни курсы русского языка, которые получали деньги от Советского Союза. Они находились в какой-то маленькой комнате. После распада СССР преподаватели продолжали свою работу без всяких денег — просто из-за любви к русскому языку и левым убеждениям. Учебники у нас были 1950-х годов, так что там было написано «Товарищи!» и много слов, которые уже здесь не используются. Вот так я начинала учить русский. Я получила стипендию в магистратуру в МГИМО и приехала сюда.
— Теперь я хотела бы задать вопрос Светлане как преподавателю русского языка для иностранцев. Какие у вас бывают студенты, почему они изучают русский язык? Можете рассказать, откуда чаще всего студенты, какая у них мотивация?