К Конституционному Суду и его судьям у меня особое отношение. За некомплиментарный отзыв об этих господах в мантиях меня судили, и я провел семь летних дней в изоляторе временного содержания по приговору районного суда. Ничего героического в этом нет, многие в России сидели и сидят гораздо дольше и по еще более пустяковым поводам, но особенные чувства к этому органу и его членам, а также к российским судам как таковым у меня остались.
Особенно обидно то, что, по сути дела, я оказался совершенно прав. Суть была вот в чем: когда президент попросил Конституционный суд высказаться о задуманном им переписывании Конституции, я позволил себе предсказать, что господа в мантиях поддержат президента. Как все помнят, так и случилось – Конституционный суд России позволил президенту делать с Конституцией все, что тот считал нужным, в том числе и уменьшить число судей КС до 11 человек.
Прямо скажем, в России легко быть прорицателем в этой сфере. Даже несмотря на случавшиеся иногда особые мнения отдельных судей, последние 27 лет Конституционный суд стоял навытяжку перед всеми тремя президентами. Поэтому если бы Конституционный суд отверг президентские реформы и издал по этому поводу решение о неконституционности всего происходящего, то вот это было бы неожиданностью и даже чудом, и тогда бы я первым считал свой приговор справедливым и даже бы извинился публично перед господами в мантиях. Но чудес, как мы знаем, не бывает, особенно в российских судах.
КС: как стать еще компактнее и лояльнее
Начавшая весной «конституционная реформа» к осени дошла и до самого Конституционного суда. Депутат Павел Крашенинников (если что – он не родня мне, честное слово!) и сенатор Андрей Клишас, которого называют будущим руководителем этого органа, подготовили и внесли в Государственную Думу поправки к закону о Конституционном Суде. Там много всего интересного, и лучше почитать возмущенные комментарии юристов, но, как гражданина, меня особенно впечатлили две новеллы.
Прежде всего – предусмотренное новым текстом Конституции сокращение численности членов суда до 11 человек. Сразу надо сказать – такое сокращение штатов вовсе не приведет к тому, что конституционные судьи будут загружены работой и перетрудятся. По новым правилам этот орган будет работать еще меньше, чем сейчас: сокращается и круг тех, кто может туда обращаться, и поводов для таких обращений тоже станет меньше.
В этом смысле удивляет не то, что Конституционный Суд зачем-то столько лет существовал с явно раздутым штатом, а то, что и после реформ его состав все еще остается неадекватным для решаемых им задач.
Почему, в самом деле, любые инициативы Путина должны признавать конституционными именно одиннадцать, а не девять, пять или даже три человека? Почему бы не сократить Конституционный суд до одного человека, который бы и выносил все решения? Это, помимо прочего, гарантирует еще и отсутствие любого особого мнения, что, как мы позже увидим, крайне беспокоит отечественных законодателей.