Пересказ книги «Эра зависимостей» (The Age of Addiction: How Bad Habits Became Big Business) почетного профессора Университета Северной Флориды Дэвида Кортрайта. «Это потрясающая история того, как корпоративная Америка сформировала наши привычки и желания», – написал об этой книге обозреватель Vox.
Контекст
Капиталисты всегда искали способы убедить потребителей покупать свой продукт чаще и больше. Можно спорить, проблема ли это само по себе или нет. Одни считают, что стремление к прибыли – грех, другие – что это неотъемлемое право каждого из нас. А вот излишние удовольствия почти в любой культуре считаются грехом по умолчанию. И часто именно такие грехи являются золотой жилой для капиталистов.
Удовольствия притягивают нас, сажают на крючок, заставляя все время тянуться за следующей дозой. Очевидно, наркотики – это экстремальный пример, но он не единственный. Подписочные сервисы, от Netflix до Xbox Game Pass, предоставляют нам доступ к практически бесконечному потоку удовольствий, затягивая нас и чуть ли не вынуждая платить за следующий месяц.
В своей новой книге «Эра зависимостей» Дэвид Кортрайт, историк и автор ряда книг об употреблении наркотиков и мировой наркополитике, говорит о формировании отдельной области капитализма, «лимбического капитализма» (limbic capitalism), играющего на нашей зависимости от удовольствий.
Я за лимбический тоталитаризм. Чтобы удовольствия (табак, алкоголь, прочие наркотики, бордели и тд) были не табуированы, но монополизированы, были очень качественными и очень дорогими. Качество и монополия могут быть обеспечены государством, дороговизна - валютой ограниченного оборота (талонами, цифровой валютой) без возможности конвертации с обычной валютой. Можно сделать её именной и держать в открытом доступе. А способ заработка этой ограниченной валюты только один - высокий социальный рейтинг. И возрастной конечно же. При таком раскладе жажда удовольствий становится источником роста человеческого капитала, а аддиктивность минимальна. Давайте поэкспериментируем к примеру на Кубе, там как раз в ходу уже 2 валюты. Модель магазина "Березка" тоже возможна. Упрощенный вариант с фастфудом, комп.играми и соц.сетями тоже возможен для категории ниже 18+.
Сам я атеист. Когда учился в университете, один из моих преподов был глубоко верующим человеком (мусульманин). Часто в наших спорах он указывал на то, что безбожники - это рабы, рабы своего тела и удовольствий, слабые и неспособные к самоконтролю. О себе он говорил, что он тоже раб, но раб Бога, и это рабство - единственное, что позволяет ему оставаться хозяином своей жизни. Он также утверждал, что аврамические религии в сравнении с языческими превозносят сознательное над чувственным, кору головного мозга над стволом (где, кажется, и расположена лимбическая система). Поэтому в Библии говорится: Вначале было Слово, а не чувство.
Ну и нередко он говорил, что эпоха Интернета ведет нас обратно в языческую эпоху, пантеон которой заполнен лицами наподобии Пэрис Хилтон и Ксение Собчак (в те годы они были довольно популярны).
Я всегда с большим скепсисом относился к его словам, но всякий раз, когда испытываю панику при разряженной батарее телефона, грешным делом вспоминаю его нотации)))
Это большой и сложный вопрос об истоках морали.
Несмотря на дискурс о большей греховности современного общества, нравы смягчились. Стало меньше и бытового насилия, и войн. Жизнь людей улучшилась, и они стали немного гуманнее. В условиях традиционного общества столетия религиозной проповеди с этим не справились.
История проигранной "войны с наркотиками", как видно, не кажется почетному профессору достаточно убедительным примером того, что запреты не просто бесполезны, но вредны. Что сама идея принуждения взрослых людей к соответствию моральным стандартам — порочна. Нужно попробовать еще раз что-нибудь запретить. Если не однополый секс и марихуану, то хотя бы вейпы. На этот раз запрет наверняка сработает...
Запреты на табак вполне работают. Большинство цивилизованных стран серьезно ограничивают азартные игры, не просто так, полагаю.
Запреты как раз как показывает практика вообще не работают.
работает плавное увеличение акцизов на алкоголь и табак. С ростом цены людям проще становится тратить деньги на другие зависимости и они слезают с дорогих удовольствий.
Я вижу другое: разумное сочетание запретов и фискальный мер даёт лучший эффект, чем каждое по отдельности. Идея в том, чтобы повышать издержки поддержания той или иной нежелательной привычки. Не перегибая палку.
Запрет курения в кафе и самолётах работает, несмотря на весь скептик.
Запрет курения в кафе и самолётах работает только в кафе и самолетах, где людей проще контролировать. Попробуйте запретить людям курить в принципе и увидите, что получится
Вы правы: это не сработает. Но в комплексе с другими мерами (повышение стоимости, запрет рекламы и тп) все равно эффективно.
"Вы можете запретить людям мастурбировать, но как вы обеспечите данный запрет?"(с)
запрет курения работает, но не на снижение числа людей поддерживающих вредную привычку. Летают то большинство редко и запрет курения в самолете помогает некурящим людям в самолете, но не помогает избавиться от привычки
Тем не менее, процент курящих за последние 10 лет снизился и визуально, и по статистике. Многие отказываются именно из-за неудобств (закрытие курилок, в ресторане курить нельзя, зимой выходить на холод не хочется и т.п.). Т.е. создание дискомфортных условий для курящих не идеальная, но разумная стратегия.
Вы правда не знаете про Juul?
Знаю. Но на них должны распространяться те же правила.
Может звучит цинично, но цель запретов не только комфорт некурящих, но и дискомфорт для курильщиков.
Ооо, так вы еще пунитивную функцию хотите придать закону?
В таком формате - действительно Вы правы!