Авдотьино
Итак, усадьба Николая Новикова на берегу небольшой речки Северка. Чаще всего сюда добираются интересующиеся «масонством», «тайнами», «подземельями» и прочей романтикой. Ну как же, «известнейший масон» после смерти Екатерины и освобождения из тюрьмы приехал сюда и безвылазно жил тут до самой смерти. Наверняка же тут полно загадок и тайников.
Реальность таких искателей чаще всего разочаровывает. Явных загадок, таинственных подземелий и всего такого тут нет. А то, что есть, – в удручающем состоянии.
Лучше всего здесь сохранилась Тихвинская церковь, точной даты постройки которой нет. Пишут, что строилась она с 1749 по 1776 годы, чуть позже – в 1789 году – была пристроена колокольня. Но «лучше всего» не значит «хорошо» – видно, что на содержание здания средств и сил у прихода маловато.
Авдотьино. Колокольня храма Тихвинской Иконы Божьей Матери.
Здесь, прямо в церкви, и похоронен Новиков, но могила его так и не найдена. Говорят, пытались ее искать, в том числе граждане из НКВД, но отступились, когда поняли, что придется разбирать фундамент.
Главный дом усадьбы не сохранился. Единственная «большая» постройка – флигель, впоследствии перестроенный, сейчас стоит просто в поле и неуклонно разрушается. В этом флигеле, вроде бы, откапывали некий вход в подземелья, но буквально на следующий день, вроде бы, его завалило. Пишу «вроде бы», потому что упоминания об этом стопроцентного доверия не вызывают.
Авдотьино. Флигель.
А вот мемориальная табличка, которую энтузиасты вешали на этот флигель, другими энтузиастами несколько лет назад снята – от греха подальше – и передана в Ступинский краеведческий музей.
На картах еще отмечена «кузница», но найти ее среди бурьяна не удалось – видимо, окончательно растащена на кирпичи.
Но вообще надо сказать, что усадьба и во времена своего расцвета не отличалась ни особой красотой планировки, ни архитектурными изысками (ну, кроме разве что церкви). А вот главная достопримечательность – совершенно невзрачна. Это так называемые «дома связи». Несколько маленьких, неприметных по нынешним временам каменных домов, которые Новиков построил для своих крестьян. Один дом – на четыре семьи. Эти каменные дома вызывали, само собой, разговоры по всей округе – завистливые и испуганные («вон чо творит, каменные дома для крестьян понастроил, а в подвалах сатанинские обряды да сокровища несметные масонские»). Почему «дома связи»? Новиков считал, что когда-то, в золотом веке, между людьми была «естественная связь», но потом они, люди, начали отгораживаться друг от друга, возводить барьеры. Вот эти барьеры он и пытался сломать, поселив сразу несколько крестьянских семей вместе, а не по отдельным хатам.
Авдотьино. Один из домов связи Новикова.
Дома эти построены очень крепко, прекрасно стоят и до сих пор, и в них живут люди. С одной стороны, это здорово, с другой, – увы – никакого присмотра за их внешним видом нет (за внутренним тем более). Так что и покрасить, и поштукатурить, и пристроить к ним что-нибудь – для нынешних обитателей не проблема.
Что тут сказать? Место, где родился и где умер известнейший просветитель, человек, которому русская культура обязана, мягко говоря, очень многим – в полном запустении. А ведь для того, чтобы привести его в порядок, нужно совсем немного, но…
Троице-Лобаново
Если пойти вдоль Северки вниз по течению (раньше, может, можно было и поплыть на лодке, но сейчас уже не получится), то верст через пять по прямой обнаружится совсем маленькая речка со старомосковским названием Благуша. А чуть выше по Благуше – с версту – село Троице-Лобаново.