«Легковые автомобили Восточной Европы. Полная история» Энди Томпсона (выходит в издательстве «КоЛибри») рассказывает об автомобильной индустрии в бывших европейских странах-участницах СЭВ. Фокусируясь на технических особенностях производства и модельном ряде, автор одновременно рассуждает и о различиях экономических моделей автопредприятий коммунистических стран от западных – что наполняет книгу историческим и до известном степени идеологическим контекстом.
«На Западе послевоенный автомобильный рынок рос как на дрожжах, – отмечает автор. – Люди с зарплатой, заметно увеличившейся в период послевоенного восстановления, хотели иметь свои собственные машины, более быстрые и качественные, чем те, что были раньше, или те, что стояли у ворот соседей. Частные компании, хотя многие из них потом обанкротились, трудились день и ночь, чтобы порадовать придирчивого покупателя. Но в странах Восточной Европы почти 50 лет легковой транспорт был продуктом плановой экономики, в которой ничто не зависело от “невидимой руки рынка”».
При этом, подчеркивает Томпсон, экспорт на Запад был чрезвычайно важен для экономики стран Восточного блока как источник твердой валюты – настолько, что западные автопроизводители утверждали, будто Восток продает машины дешевле себестоимости. Как это происходило в бывшей Чехословакии, на родине Škoda? Об этом – в выбранной нами главе (публикуется с сокращениями):
«Учитывая боль, которую чехи испытали от рук нацистов, ФРГ должна была проиграть». Как автомобили Škoda встраивались в рынок
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Энди Томпсон – о переходе чехословацкого автопрома из коммунизма в капитализм
Мякотка в том, что когда (к примеру) в 2018 Шкода продала в Германии 176000 машин в России было продано 46100. Это как бы намекает нам о важности огромного рынка Российской Федерации
"Škoda продается по всему миру, вернувшись в 2008-м в Австралию впервые с 1983 года (до начала 1980-х там небезуспешно продавались 120 L)"
.
7001 машин в 2019г., +20,6% к предыдущему году
https://www.caradvice.com.au/817278/vfacts-2019-new-car-sales-results/
.
В Австралии убили собственное автопроизводство, закрыты заводы Mitsubishi, Ford, Holden (GM). https://www.youtube.com/watch?v=VuOzjc65EKM
Це Европа, детка. 👍