unsplash.com
«Легковые автомобили Восточной Европы. Полная история» Энди Томпсона (выходит в издательстве «КоЛибри») рассказывает об автомобильной индустрии в бывших европейских странах-участницах СЭВ. Фокусируясь на технических особенностях производства и модельном ряде, автор одновременно рассуждает и о различиях экономических моделей автопредприятий коммунистических стран от западных – что наполняет книгу историческим и до известном степени идеологическим контекстом.
«На Западе послевоенный автомобильный рынок рос как на дрожжах, – отмечает автор. – Люди с зарплатой, заметно увеличившейся в период послевоенного восстановления, хотели иметь свои собственные машины, более быстрые и качественные, чем те, что были раньше, или те, что стояли у ворот соседей. Частные компании, хотя многие из них потом обанкротились, трудились день и ночь, чтобы порадовать придирчивого покупателя. Но в странах Восточной Европы почти 50 лет легковой транспорт был продуктом плановой экономики, в которой ничто не зависело от “невидимой руки рынка”».
При этом, подчеркивает Томпсон, экспорт на Запад был чрезвычайно важен для экономики стран Восточного блока как источник твердой валюты – настолько, что западные автопроизводители утверждали, будто Восток продает машины дешевле себестоимости. Как это происходило в бывшей Чехословакии, на родине Škoda? Об этом – в выбранной нами главе (публикуется с сокращениями):