
РФ. Фото ИТАР-ТАСС/ Станислав Красильников
Сегодня в Госдуме было как никогда многолюдно. С 8 утра у входа в нижнюю палату на Охотном ряду гражданские активисты стояли в одиночных пикетах, более сотни репортеров со всего мира пытались поймать депутатов, которые старательно их избегали, пытаясь пройти в здание Госдумы с «черного входа». После трехчасового обсуждения парламентарии проголосовали за лишение мандата Геннадия Гудкова. Нажать кнопку «против» решился только один единоросс – режиссер Станислав Говорухин. Остальные не рискнули перечить мнению руководства и администрации президента. Главная фраза сегодняшнего дня – «политическое судилище». Ее выкрикивал сам Геннадий Гудков, его коллеги, коммунисты, цедили через зубы единороссы в думских коридорах. Казалось, что отдельные члены ЕР не слишком довольны решением собственной фракции. Еще бы: единственным доказательством нарушения закона о статусе депутата Геннадием Гудковым в шестом созыве стала копия протокола правления ООО «Коломенский строитель» о продлении полномочий директора рынка «Галкина Галкина» (именно такая ошибка была сделала в протоколе, который был представлен Следственным комитетом: реальное имя директора Сергей Галкин). Под документом, датированным 5 июля 2012 года, по данным следствия, стоят подписи двух человек – Геннадия Гудкова и его жены Марии. При этом сам Геннадий Гудков утверждает, что ни он, ни его жена в тот день ни в каком собрании правления участия не принимали, а сам документ поддельный – в загранпаспорте его жены стоит отметка о том, что в этот день она была в Болгарии.
Следственный комитет так и не смог предъявить депутатам ни одного доказательства подлинности найденного им протокола. Представитель СК Елена Леоненко путано оправдывалась, что графологическая экспертиза подтвердила, что подпись Геннадия Гудкова «вероятно» принадлежит ему, но установить это точно у следователей не было возможности, так как оригинала документа им найти не удалось, и уточнила, что проверка еще продолжается и продлится до 23 сентября. Вместо экспертизы Леоненко рассказала о том «давлении», которое оказывал Гудков на сотрудников полиции, проверявших принадлежащий его семье ЧОП. «Гудков также заявил дословно, что даже если Рашид Гумарович лично дал команду, я просто завтра подниму всю прессу к чертовой матери, и вот эти все люди с бульваров, которые сегодня там гуляют, контрольные прогулки с писателями, со всякими там лидерами, акуниными и парфеновыми, они завтра придут по моей просьбе к МВД и останутся там на несколько дней, может быть, там, на недельку», – этими словами представитель СК вызвала смех в зале.
Доводы Леоненко убедили не многих. Даже глава думской комиссии по контролю за доходами Владимир Васильев был вынужден признать, что вопрос достоверности доказательств вины Гудкова очень непростой. «Часть коллег посчитали, что документ нужно проверить, а мы говорили, что ничего сделать не можем. И мы в какой-то степени суд. Но если вы думаете, что я буду отвечать на вопросы, то не получится. Сегодня все мы должны принять решение – мы сегодня сделаем шаг по борьбе с коррупцией внутри себя или нет», – подавленно говорил Васильев. Было видно, как его лицо в этот момент буквально стало серым. Вероятно, он и сам прекрасно понимал, насколько неубедительны его слова и призывы. Неудивительно, что коллеги из оппозиционных фракций буквально закидали Васильева вопросами. Оппозиционеры один за другим спрашивали, почему лишать мандата Гудкова решили сейчас, хотя проверка еще продолжается, почему не учли иск в Конституционный суд, подписанный 150 депутатами Госдумы, и почему не была назначена дополнительная экспертиза предъявленного парламентариям протокола. Все, что мог ответить им Васильев, это то, что и другие факты свидетельствуют о нарушении Гудковым закона о статусе депутата.
На его фоне Геннадий Гудков хотя и выглядел усталым, был крайне убедительным. «Если вы думаете, что я вышел на трибуну, чтобы оправдываться, то я оправдываться за это не буду. Сегодня, по сути, бесправное судилище, политическая месть. То, что здесь происходит, это позор страны. Вы решили замочить в сортире своих политических оппонентов. Мандат я получил от народа, от сотни тысяч граждан, и только они вправе судить меня. А этот жалкий лепет – фиговый листок, которым вы пытаетесь прикрыться. Почему у нас молчит гарант конституции? Он что, не понимает, что происходит в Госдуме?» – Геннадий Гудков сорвал длительные овации. Правда, когда он уходил со сцены, кто-то отчетливо крикнул Гудкову: «Иуда».
Единороссов в этом споре поддержал лишь Владимир Жириновский. В свойственной ему театральной манере он попросил Гудкова не обижаться. «Мы будем помнить о вас, мы сожалеем, что вы рано ушли. Мы позаботимся о семье, для вашего сына Дмитрия двери всегда открыты. Поэтому обижаться не надо», – говорил лидер ЛДПР, заложив руки в карманы пиджака. Его реплика не вызвала даже улыбки у депутатов, которым всего через несколько минут предстояло принять непростое решение.
Чтобы хоть как-то подбодрить коллег-единороссов, к ним обратился Андрей Исаев: «Говорят, что если мы сейчас проголосуем за лишение мандата, – это политическая расправа. Но мы же не сажаем его в тюрьму, не запрещаем заниматься политической деятельностью. На весах лежит надежда избирателей на справедливость. Я говорю о подлинной справедливости, которую ждет народ и люди. Сегодня мы обсуждает не судьбу Гудкова, а судьбу парламента».
Последним говорил лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, который призвал коллег по Думе не заниматься политической расправой и не голосовать по указке сверху. Но было уже поздно. Опустив головы, парламентарии нажали на нужные кнопки. Единороссы (за исключением одного Говорухина) и члены ЛДПР, за исключением Александра Хинштейна и Бориса Резника, проголосовали «за». Только двое депутатов воздержались при голосовании. Но и голосов 291 члена правящей партии и партии Жириновского хватило для того, чтобы лишить мандата Гудкова уже с 14 сентября.
Интересно, что ни коммунисты, ни справороссы после голосования не вышли из зала и не пообещали устроить бойкот в Госдуме. Как пояснил в кулуарах Slon Сергей Миронов, это было бы актом отчаяния, «а мы убеждены, что Конституционный суд еще пересмотрит этот вопрос, и тем, кто голосовал за лишение мандата Гудкова, еще будет стыдно». Сам же Гудков предполагал, что останется на Охотном ряду в статусе помощника председателя «Справедливой России». Но эта должность уже не гарантирует ему правовой неприкосновенности, и депутат не скрывает, что теперь ему может грозить реальное уголовное преследование. «Прятаться, убегать из страны я не собираюсь. Я буду бороться, ходить на митинги и заниматься политикой», – сказал он, уходя из нижней палаты.