Slon продолжает публикацию доклада Андрея Мирошниченко, эксперта в области медиа, «Экология интернета», прочитанного на конференции «Медиапространство и медиаповедение: образовательная и экологическая парадигмы» в МГГУ имени Шолохова. Во второй части лектор рассказывает о том, что в скором будущем даже простое неучастие в сети будет более затратным, чем участие. Человек не сможет не пользоваться удобствами сети. Первую часть читайте здесь.
В цифровом пространстве для нас есть личное жилище, есть городская площадь – агора, есть магазины. Наш виртуальный кадавр, представляющий нас в социальных сетях, становится все лучше, все «настоящей». Но мы пока еще находимся в пещерном веке с точки зрения заселения сети.
В физическом мире человек настолько могущественен, что задача экологии сейчас – защищать окружающую среду от воздействия людей. Но в первые века и тысячелетия человечества, несомненно, сам человек нуждался в защите от нее. Так же и в «первые века» заселения сети: среда угрожает человеку больше, чем человек – среде, потому что в этом новом мире мы еще неопытны и беззащитны.
В этом месте появляется идея управления цифровыми рисками, то есть идея регулирования интернета.
У раннего человека не было возможности регулировать природу законами о защите от порнографии. Поэтому все окружающие опасности обрушивались на него и чинили свое зло. Однако с точки зрения эволюции забота о безопасности особи нелепа, потому что выживает вид, а не особь. Больше того, именно отбраковка особей является залогом адаптации и выживания вида.
В этом смысле, если апеллировать к естественно-природному восприятию отношений человека и среды, то надо признать, что отбраковка – нормальный процесс, который и приведет к адаптации человека (или некоего следующего вида) в цифровом пространстве.
Однако такая установка противоречит гуманистическим идеалам позднего человека, согласно которым каждая личность имеет ценность. Здесь проявляется довольно интересное противоречие. Гуманизм отрицает идеи выбраковки и социального дарвинизма – теперь уже применительно к цифровой среде. Вроде бы надо бороться за безопасность каждого человека, ограждать от вредных влияний среды. Но этот путь ведет к тоталитаризму, потому что для регулирования среды кто-то должен узурпировать представление о том, какие свойства среды полезны, какие нет. Причем узурпируют суждение об угрозах нового мира те люди, которые, очевидно, являются адептами старого мира. Понимание их не интересует, а сопротивление логично превращается в мракобесие.
Защита личности при таком подходе превращается в насилие над личностью. Дело даже не в девиациях, которыми обрастает регулирование интернета в конкретных политических режимах. Сама идея регулирования среды – это идея применения критериев вреда и пользы. Но среда ведь не имеет критериев, это свойство человеческого к ней отношения. Тут мы возвращаемся к дихотомии понимания и сопротивления. Образуется ловушка: сопротивление без понимания. Вот в это и превращается регулирование интернета; еще даже до того как политики приватизируют эту тему ради сохранения своей власти.
С другой стороны, идее регулирования противостоит идея саморегулирования. Саморегулирование, однако, не требует от нас каких-то действий, на то оно и саморегулирование. Механизмы саморегулирования постигаемы пониманием. И понимание показывает, что среда сама по себе имеет встроенные фильтры, которые все-таки делают новую экосистему пригодной для выживания.
Да, интернет – большая свалка. Но в реальности свалку никто не потребляет, иначе мы просто умерли бы от истощения. Свалка является таковой по способу складирования: публикуй, что хочешь, никаких фильтров нет. Но при потреблении информация оказывается упорядоченной. Естественным образом возникают три вида фильтров, которые поддерживают нашу интернет-гигиену на довольно высоком уровне. Иначе и не было бы никакого интернета, никто бы им не пользовался.
Первый фильтр – закладки нашего браузера и подбор друзей во френдленту. Мы ставим такие закладки и выбираем таких корреспондентов, которые проверены опытом личного взаимодействия. Не всегда они так уж хороши и безопасны, но это все-таки довольно серьезный отбор, на порядки снижающий энтропию, сужающий выдачу и повышающий релевантность. Для каждого из нас закладки браузера и настройка френдленты просто физически отсекают 99, 9 в периоде процентов интернет-контента, точнее, интернет-хлама.
Второй эшелон фильтрации, более тонкий – вирусный редактор. Сеть наших корреспондентов отбирает ту информации и изменяет ее в ходе передачи таким образом, как это релевантно для круга наших корреспондентов. Это важнейший социальный фильтр контента, где коллективная редактура в ходе вирусного распространения не просто отбирает и доставляет информацию, но и создает социальную гравитацию в масштабах сообществ или всего общества. То есть тут достигаются оба типа релевантности – и персональная, и групповая.
Третий фильтр – машинный. Это алгоритмы релевантности типа Edge Rank и Page Rank, которые используются в Facebook и Google соответственно (интересно, что они даже названы как близнецы). Алгоритмы релевантности следят за тем, что мы лайкали, куда заходили, чем интересовались, – и потом предлагают нам такую выдачу, которая опирается на наши предыдущие предпочтения. Это очень удобно. Робот существенно сужает поле выдачи, исходя из наших персональных предпочтений, выраженных ранее.
Проблема в том, что благодаря алгоритмам релевантности наши будущие интересы оказываются в тюрьме наших прошлых предпочтений. Снижается вероятность случайных узнаваний и открытий. |
Кроме того, влияние робота на персональную выдачу становится все лучше, а значит, все незаметнее.
Пока что человек еще способен заметить, что робот вмешивается в формирование ленты. Почему в Facebook мне не показывают Василия Пупкина?! Почему это алгоритм решил, что Василий Пупкин мне неинтересен? Да, я его не лайкал, ведь Пупкин мыслит не так, как я, мне не с руки его лайкать. Но меня возмущает, что робот решает за меня.
Очевидно, нас ждет война между вирусным редактором и алгоритмами релевантности. Если следовать логике развития удобств, то алгоритмы победят, человек сдастся. Но к этому моменту человек уже должен будет переселиться в сеть, и релевантность станет чем-то вроде шестого чувства – чувственным навыком новой цифровой личности. Алгоритмы релевантности станут социальными железами этого нового существа, они будут вырабатывать гормон релевантности.
Так или иначе, в цифровой среде объективно и самопроизвольно вызревают и развиваются три эшелона фильтров. Но тут возникает новая угроза. Фильтрация все меньше зависит от человека и все больше зависит от алгоритмов. Мэйджоры сетевого мира создают удобства, ориентированные на лень. Успешно то, что требует меньше усилий для входа. Эргономика, дизайн, релевантность – все главные магические заклинания нацелены на снижение порога входа. И он будет все ниже.
Механизм примерно следующий: чем проще войти, тем сложнее не войти. Чем чаще входишь, тем больше вкладываешь. Чем больше вкладываешь, тем труднее отказаться от использования уже обжитого тобой пространства. |
Ты попадаешь в зависимость от сложенных туда «вещей» и настроенных там связей. Переезд в другое место оказывается очень травматичен или даже невозможен.
В общем, чем ниже цена входа, тем выше цена выхода. В скором будущем даже простое неучастие в сети будет более затратным, чем участие. Человек будущего не сможет не пользоваться удобствами сети. А удобства эти будут создаваться машинами.
Но когда робот станет достаточно умным, он легко поймет, что человек, вообще-то, часто сам себе причиняет вред. Например, человек тупо убивает время жизни, просматривая огромные объемы нерелевантной информации. Так надо же дать ему релевантную! |
Алгоритмы Edge Rank и Page Rank уже фактически трактуют первый закон робототехники как необходимость нянчить человека – существо неразумное и самовредительное. Лента Facebook подстраивает выдачу под наши потребности, но определяет наши потребности сама. Мало кто оценивает ее алгоритм как удобство (а это безусловное удобство), но многие видят в нем посягательство на свои права. В конце этого пути возможен бунт машин из кинофильма «Я, робот», в котором позитронный мозг решил, что людям ради их блага необходима опека, и перепрограммировал каждого домашнего робота-помощника в робота-надзирателя. Исключительно для заботы о человеке. (Фильм снят, кстати, по мотивам произведений Азимова, который и сам понимал парадокс своего первого закона.)
Оказывая человеку услугу релевантности, алгоритмы постепенно отнимают у него монополию на представление о том, что полезно. В этом смысле перехват власти машинами начался. Алгоритм релевантности уже превращается из помощника в надзирателя. Дальше должно произойти вот что: не виртуальная личность будет питомцем человека, а совсем наоборот, человек станет домашним любимцем компьютерного существа. Создание начинает заботиться о создателе. Но на свой манер, который нам, по нашей гордыне, не понравится.
Так что не только регулирующие органы старого мира, но и сама сеть намерена устраивать наше сетевое счастье железной рукой. И сеть, в отличие от регулирующих органов, окажется более успешной.
Я не вижу, как тут можно было бы эффективно сопротивляться логике сетевого развития, кроме собственно отказа от сетевого развития. Но и отказ невозможен. Любое сопротивление, любые попытки поставить барьеры, если они окажутся хоть немного успешными, будут лишь накапливать потенциал отставания, ведущий к взрыву в той или иной форме. Частный человек еще может выдернуть штепсель и уехать в пампасы (хотя таких единицы), но общество в целом – нет.
Читать первую часть доклада
Читать третью часть доклада
Читать четвертую часть доклада