Испанским астрофизикам впервые удалось обнаружить звезду, вокруг которой, словно планета, вертится черная дыра. О своем открытии они сообщили в последнем номере журнала Nature.

Странная парочка расположена в созвездии Ящерицы на расстоянии 8500 световых лет от Земли. Звезда MWC 656, имеющая такую «планету», относится к звездам типа Be, которые вращаются вокруг своей оси на максимально достижимой скорости, выше которой следует разрыв небесного тела. По расчетам, поверхность MWC 656 движется со скоростью миллион километров в час.

Столь высокое вращение срывает массу с поверхности звезды и концентрирует ее в экваториальный диск, вещество которого пожирается черной дырой, вследствие чего вокруг нее тоже образуется диск – аккреционный.

На самом деле пара «Be-звезда – черная дыра» была теоретически предсказана довольно давно, и астрономам крепко повезло, когда им удалось обнаружить такую пару. Все дело в том, что эти пары ведут себя и ничем себя не обнаруживают, кроме редких и кратковременных вспышек гамма-излучения. Именно такую вспышку испанская команда и зафиксировала, наблюдая за MWC 656. Это привлекло к звезде повышенное внимание, и, хотя гамма-излучение больше не регистрировалось, по многим признакам ученым удалось доказать, что это парная система и что второй член пары – именно черная дыра.

Исследователи уверены, что такие пары довольно распространены во Вселенной, но, поскольку они «шифруются», обнаружить их очень сложно.