Вчера чуть не началась война между Камбоджей и Таиландом. Может быть, она начнется завтра, или на следующей неделе. Не какой-нибудь сепаратистский конфликт в разваливающейся империи, а классическая война между двумя государствами за территорию, где солдаты в разных формах стреляют друг в друга из автоматов и пушек. Я бывал в тех местах на тайско-камбоджийской границе – на севере и северо-западе, когда исследовал, как там поживают остатки красных кхмеров. И понимаю, что там происходит.

Сначала фото. Таиландско-камбоджийская граница в районе города Анлонг Венг (последнего оплота красных кхмеров) и недалеко от храма Преа Вихеа (где вчера был бой). Тогда они мирно перемахивались через нейтральную полосу. Вообще меня поразила неформальная атмосфера на границе, хотя сами пограничники говорили, что это, в общем-то, спорная территория. Двое иностранцев и двое камбоджийских проводников пришли на пост, болтали с солдатами и офицерами, фотографировали полосу и пограничный переход. А тут на тебе, война. Во вчерашних новостях и сегодняшних газетах все объясняли сражением за храм Преа Вихеа(р), который с несколькими акрами земли вокруг, международный арбитраж в 1962-го г. присудил Камбодже. Храм, мол, красивый, отдавать соседям жалко, можно на туристах заработать. Опять же потеря достоинства. Это верное, но узкое объяснение. И поэтому неправильное. Во-первых, это месть не за храм, а за храмы. За Ангор-ват и все храмы Сием-риепа. Во-вторых, это давняя война между тайскими и камбоджийскими силовиками, которая тянется с 70-х, самая острая ее фаза была в 80-ые – начало 90-х, но это старые враги, которые привыкли стрелять друг в друга. Это надо объяснить подробнее, но сначала о храмах. С ними все просто. Всякий кто бывал в комплексе королевского дворца в Бангкоке (а много русских там уже перебывало), видел на почетном месте внушительный макет храма Ангор-ват, который, вообще говоря, – "наше всё" для Камбоджи. Настолько, что он даже перекочевал с флага камбоджийского королевства на флаг коммунистических красных кхмеров и обратно. Камбоджийскому сердцу это роднее, чем нам Кремль. Но таиландцы считают его своим.

В XVIII в. Таиланд (Сиам) был самым сильным государством Индокитая. Тайцы просто присоединили к своему королевству северо-западную половину Камбоджи вместе с Ангор-ватом (остатком Камбоджи правил камбоджийский марионеточный король, которого даже короновали в Бангкоке). Тайцы (вместе с вьетнамцами) сожрали бы всю Камбоджу, как мы с немцами – Польшу, но она вовремя (в 1860-м г.) стала французской колонией. Возможно, главное, за что камбоджийцы (они же кхмеры) должны благодарить французских колонизаторов, это за возвращение храмов Сием-риепа. Французы на рубеже XIX-XX веков немножко повоевали с Таиландом, надавили дипломатически – и сюрприз! – как вы думаете, кто победил? Сиам-Таиланд вернул Камбодже, (то есть Французскому Индокитаю) Аногр-ват, Сием-риеп и вообще весь нынешний камбоджийский северо-запад. Произошло это всего-навсего в 1907-ом г. В качестве траурного напоминания об этом событии в королевском дворце Бангкока построили копию Ангор-вата. Ибо, понятное дело, тайцы считают это страшной несправедливостью европейских колонизаторов. Так учат тайских школьников, и проч. Кроме того, их учат, что это их, тайцев, предки построили эти храмы между IX и XIV веком. Потому как, поди разбери, кто там был строителем храмов в то время, вон хоть той же Софии в Киеве – русские или украинцы? Так что не один несчастный храм Преа Вихеа, а весь грандиозный комплекс храмов Ангор-вата и окрестностей Сием-риепа по сути является в умах тайцев (а в качестве противодействия действию и камбоджийцев) – спорной территорией. Этой историей навечно отравлены отношения Камбоджи и Таиланда. Поэтому фактическая война между их силовыми ведомствами (в том смысле, что она не переросла в народную) имеет под собой удобренную почву. Теперь о войне силовых структур двух стран. В 1975-м г. красные кхмеры (это такие местные нацболы, сумасшедшие национал-коммунисты) захватили в стране власть, перебили уйму народу, а в 1979-м их свергли вьетнамцы, тоже коммунисты, но не такие отмороженные, и посадили у власти других, менее отмороженных камбоджийских коммунистов. Я об этом писал репортаж из Камбоджи, и даже что-то вещал на "Эхе" и Би-би-си. Потом посмотрите, будет время. Оставшиеся красные кхмеры ушли в Таиланд (хоть он буржуазное королевство и союзник запада), и оттуда с западной и китайской помощью отвоевали и контролировали – что бы вы думали? Северо-запад Камбоджи. Сперва – до начала 90-х – почти весь. Потом – до 1999-го г. – районы, прилегающие к тайской границе. Те самые. Своей валюты у красных кхмеров не было (они же запретили деньги), на этой территории ходили в качестве денег тайские баты. Граница была прозрачной. Кхмеры воевали и управляли на северо-западе камбоджийской территории, а жен и детей – кто поважнее – селили в Таиланде. Через Таиланд шел экспорт всяких ископаемых с северо-запада Камбоджи, а из Таиланда – военная и продовольственная помощь на территории, занятые красными кхмерами. Иначе говоря, тайские силовики распоряжались там как дома, и привыкли к тому, что это почти их земля. И еще не отвыкли – потому что вся эта ситуация, особенно на самом севере и западе, завершилась после официального окончания гражданской войны – в 1999-ом г. И даже не завершилась. Камбоджийские пограничники рассказывали нам – с удивительным для этого предмета благодушным юмором – что тайцы под шумок стащили много пядей их родной камбоджийской земли. Пока северо-запад контролировали красные кхмеры, тайцы передвинули пограничные столбы вглубь камбоджийской территории на 3 – 5 километров. А где их не было (а были не везде) – установили тоже на 3 – 5 километров внутрь Камбоджи от прежней границы. "Вон видите те холмы – показывал нам камбоджийский офицер на тайскую сторону, – Вот там до 80-х была граница, тут это все знают". Ровно та же история произошла с храмом Преа Вихеа – тайцы подвинули столбики на несколько километров вглубь. Потом отодвинули – это же не какие-то холмы, а холм с одним из красивейших храмов индокитайского средневековья. Но, даже отодвинувшись, они его – по привычке хозяйничать в этих местах и в силу своего понимания исторической справедливости – активно осваивали: подвели дорогу, устроили со своей стороны у храма туристический центр, построили отель. И как-то так получилась, что тайская земля вплотную коснулась храмовых ступеней. Несколько лет назад там была маленькая война, когда тайцы потребовали закрыть камбоджийский сувенирно-вещевой базарчик возле храма. "Наша земля, хотим, держим базар", – ответили камбоджийцы. Было столкновение двух армий. Тогда помирились при посредничестве Китая. Вчера (в ночь с четверга на пятницу) подразделение из примерно сорока тайских солдат пошло к храму со стороны, которую камбоджийцы считают своей. Один подорвался на мине. Камбоджийцы обнаружили отряд, открыли по нему стрельбу из автоматов. Тайцы стали отстреливаться, по ним стрельнули из пушек-минометов (камбоджийцы же не знали, сколько их), те ответили. Так наиболее вменяемо описывается картина вчерашнего боя. Сегодня пока тихо. Вход в храм для туристов стоит $ 10 c тайской стороны и $ 5 c камбоджийской.