Борис Макаренков. Фото: из личного архива

Борис Макаренков. Фото: из личного архива

Генеральный директор Storytel в России Борис Макаренков рассказал Republic о том, как изменились вкусы читателей во время пандемии, можно ли сегодня назвать нашу страну самой читающей в мире и как аудиокниги повышают продажи литературы в других форматах.

Вот уже почти полтора года мы живем в условиях пандемии. Как за это время изменились паттерны поведения читателей, по вашим наблюдениям?

– Нельзя сказать, что произошли какие-то коренные изменения. Но интересные тенденции есть. Например, до пандемии люди в основном слушали аудиокниги по дороге на работу или с работы – этот утренний и вечерний пики на графиках были хорошо видны. И были опасения, что если им не надо будет никуда ехать, прослушивания упадут. Но возникла другая, очень интересная ситуация: люди стали слушать аудиокниги больше, но без ярко выраженных пиков, а равномерно в течение всего дня. Это значит, что аудиокниги стали привычкой, от которой не отказываются даже при кардинальном изменении образа жизни.

Кроме того, изменился контент, который люди потребляют. Если вплоть до 2020 года безусловным лидером роста был сегмент нон-фикшн, то с началом пандемии он стал очень сильно терять свою долю. Зато снова начала расти художка – особенно романтическая литература и интересные легкие детективы. Такой тренд сейчас во всем мире. Думаю, людям хочется отвлечься от того, что происходит вокруг, – своего рода эскапизм.

Количество подписчиков Storytel в России выросло за время пандемии?

– Да, и достаточно серьезно. Но я бы не сказал, что это однозначно хорошо. На мой взгляд, ситуация с ковидом как раз повредила долгосрочным планам почти всех крупных цифровых контент-дистрибуторов. Нынешний ускоренный прирост, скорее всего, сильно сократит темпы увеличения аудитории в будущем. Особенно в свете того, что многим людям сейчас не хватает финансовой стабильности и уверенности в будущем. В такой ситуации люди имеют тенденцию сокращать потребление всего – в том числе аудиокниг, если за них нужно платить.

СССР называл себя «самой читающей страной в мире». Можно ли сказать такое про современную Россию?