Фото: Unsplash.com

Фото: Unsplash.com

2 марта 2021 года в день, который в США считают праздником детской литературы (Read Across America Day), и в день рождения детского писателя и художника-мультипликатора Теодора Сьюза Гайзела, более известного под псевдонимом Доктор Сьюз, компания Dr. Seuss Enterprises, занимающаяся авторскими правами и сохранением его литературного наследия, выступила с неожиданным заявлением. В рамках миссии по поддержке всех детей и их семей компания решила прекратить публикацию (и выдачу лицензий на публикацию) шести книг писателя. Они, по словам экспертов, изучивших каталог работ Сьюза, «изображают людей неправильно, что может их ранить».

В одной из книг персонаж азиатского происхождения («китаец») изображен с глазами-щелочками и в конусообразной шляпе и традиционной японской обуви, с плошкой риса и палочками. В другой книге жители Африки предстают без рубашек и обуви – в юбках из травы. Да и за пределами детской литературы, напоминают авторы NPR, Гайзел занимался сомнительными с современной точки зрения вещами: в школе он написал сценарий для менестрель-шоу и даже сам сыграл главную роль (само собой, в гриме блэкфейс). Интересно, что во время Второй мировой войны Гайзел переключился на политические карикатуры для левой американской прессы, в которых критиковал республиканцев и преследование коммунистов.

Доктор Сьюз, 1957 год. Фото: Al Ravenna / Library of Congress Prints and Photographs Division

Доктор Сьюз считается самым продаваемым англоязычным писателем для маленьких детей, по его книгам учатся читать. Множество его книг было экранизировано (даже некоторые советские мультфильмы поставлены по его сказкам): всем известны такие персонажи, как Гринч и Кот в шляпе. Поэтому вполне понятно, что объявление наследников Сьюза вызвало бурю эмоций: писателя сочли очередной жертвой цензуры, «культуры отмены» и нападения на свободу слова, а, скажем, «Российская газета» возмутилась тем, что «запущенная борцами за расовую справедливость лавина стерла из культурного наследия Америки очередную классику».

Было ли решение правообладателей прекратить публикацию книг, содержащих устаревшие расистские стереотипы, актом «намеренного стирания истории»?