Wikipedia
«Семья Даля и Roald Dahl Story Company приносят глубокие извинения за длительные и полностью обоснованные переживания, которые принесли некоторым людям высказывания Роальда Даля, — говорилось в заявлении, опубликованном на официальном сайте одного из самых известных детских писателей в истории в декабре 2020 года. — Выраженные в этих замечаниях предрассудки остаются для нас непостижимыми. Они резко контрастируют с личностью человека, которого мы знали, и с ценностями, заложенными в произведениях Роальда Даля. Ценностями, которые положительно повлияли на много поколений молодых людей. Мы надеемся, что в своих худших проявлениях, как и в лучших, Роальд Даль будет напоминать нам о силе, заложенной в словах».
Официальные извинения потомков британского автора — попытка поставить точку в длительной дискуссии о том, можно ли воспринимать произведения Даля отдельно от личности его автора. После смерти писателя в 1990 году бесчисленное множество критиков, журналистов и просто людей, выросших на его книгах, снова и снова мысленно возвращались к вопросу: как человек, сумевший заворожить миллионы детей историями о Вилли Вонке, мистере Лисе и Большом и Добром Великане, в реальной жизни мог быть мелочным, грубо обращаться с женщинами, с пренебрежением относиться к представителям других рас и ненавидеть евреев.
Последний факт кажется тем более противоречивым, что Даль служил летчиком во Вторую мировую, а после тяжелого ранения переквалифицировался и занимался антифашистской пропагандой в США. Однако даже опыт героической борьбы против нацистов не мешал писателю в послевоенное время позволять себе уничижительные высказывания о народе, уничтожить который стремились сторонники Гитлера.
Наследие Даля по-прежнему пользуется огромной популярностью — начиная со ставшей хитом экранизации повести «Чарли и шоколадная фабрика» 2005 года с Джонни Деппом в роли Вилли Вонки и заканчивая «Бесподобным мистером Фоксом» Уэса Андерсона в 2009-м. В 2020 году стало известно, что Тайка Вайтити снимет для Netflix два мультсериала по вселенной «Чарли и шоколадной фабрики», а в 2021-м появились новости о том, что в очередном кинематографическом переосмыслении хитовой сказки образ эксцентричного бизнесмена Вилли Вонки воплотит Тимоти Шаламе. В недавней экранизации еще одной повести Даля «Ведьмы» главную роль исполнила обладательница «Оскара» Энн Хэтэуэй.
Kinopoisk.ru
Пока голливудские студии по-прежнему регулярно запускают в производство проекты по литературной вселенной покойного британца норвежского происхождения, биографы и историки пытаются осмыслить самые темные аспекты его личности. Они напоминают о прозвище Гнилой Роальд, которое дала писателю его первая жена, актриса Патриция Нил, разбирают спорный подтекст его главных шедевров и ищут обоснование его скандальных интервью в детских травмах, связанных с потерей родных и пережитым насилием.
«Я всегда считала, что антисемитизм тесно связан с ощущением личного провала, — сказала о прославленном детском авторе колумнистка The Daily Telegraph Таня Голд. — Думаю, то же самое относится и к взглядам Даля. Он напоминает мне ребенка из его собственных произведений. Только в его случае нет никакого взрослого писателя Даля, который мог бы прийти и спасти его. Когда я читаю его биографию, то испытываю жалость к яростному человеку и потерянному ребенку».
Проблематичность Даля для большинства исследователей, пытавшихся дать ему оценку, заключалась и в том, что почти все они в детстве зачитывались книгами человека, который разочаровал их много лет спустя. Многие привили любовь к его героям сыновьям и дочерям. Позже все эти люди задумались о том, следует ли им скорректировать отношение к творчеству кумира с учетом того, как он жил и что говорил вне своих историй.
Им тяжело давалась мысль о том, что писатель, учивший их добру, преданности и самоотверженности, однажды сказал:
«В характере евреев есть определенная черта, которая провоцирует враждебность. Возможно, это недостаток щедрости по отношению ко всем, кто отличается от них. Всегда есть причина, по которой конкретную группу людей начинают ненавидеть. Даже подонок вроде Гитлера не выбрал бы их без причины».