Ирвин Ялом в Москве, 2014

Ирвин Ялом в Москве, 2014

Фото: Masangina / Wikimedia Commons

Обычно о таких книгах, как «Вопрос смерти и жизни» Ирвина и Мэрилин Ялом (вышла недавно в издательстве Бомбора), принято говорить что-то вроде «трагическая, но вдохновляющая» или «грустная, но жизнеутверждающая»: мол, неизбывный трагизм угасания человеческой жизни в конце концов искупается бодрым предположением о том, что человеческий дух в конечном счете все равно торжествует над смертью (что бы это ни значило в устах автора-атеиста).

Ничего такого в «Вопросе смерти и жизни» нет: это бесконечно грустная, в чем-то безнадежная, но при этом крайне полезная книга о смерти близкого человека и попытках наладить после этого собственную жизнь.

Всемирно известный американский психиатр, психотерапевт и писатель Ирвин Ялом (род. 1931) и его жена, историк и писательница Мэрилнн Ялом (1931–2019) прожили вместе более 60 лет. Когда у Мэрилин была диагностирована неизлечимая форма рака, супруги решили совместно написать книгу – «дневник о том, что ждет нас впереди, в надежде, что наш опыт и наблюдения обеспечат поддержку и утешение не только нам, но и нашим читателям».

Чередующиеся главы, написанные соавторами-супругами, посвящены борьбе с болезнью и попыткам утешить друг друга и еще раз осознать уходящую жизнь, а после смерти Мэрилин книга превращается в дневник пристального самонаблюдения и самоанализа Ирвина Ялома – тому, что психологи называют «работой горя» или «работой скорби».

Эти наблюдения и анализ особенно ценны потому, что Ялом, один из самых проницательных современных психотерапевтов (многие его книги переведены на русский язык), в значительной степени посвятил собственную карьеру помощи людям, страдающим от тревожности (в том числе страха смерти) или пережившим тяжелую утрату. Впрочем, некоторые проявления «работы горя» становятся довольно неожиданными даже для психиатра с полувековым профессиональным опытом. Об этом – в главе «Секс и горе», отрывок из которой мы публикуем с любезного разрешения издательства.