Мы все живем в мире, который был создан Егором Гайдаром за несколько месяцев 1992 года, пишут Андрей Колесников и Борис Минаев, авторы новой книги «Егор Гайдар: Человек не отсюда» (только что вышла в издательстве «Молодая гвардия»):
«В эти несколько месяцев российская история сделала один из самых крутых своих поворотов — из эпохи дефицита, вечных очередей и почти хронического недоедания, из эпохи пятилеток и командно-административной экономики мы шагнули в мир, который был неизвестен, непонятен, а для многих — враждебен. В мир, где есть рынок, есть безработица, есть богатые и бедные, есть конкуренция и свободные цены».
Егор Гайдар, конечно, заслуживает объективной и честной биографии, и перед нами, по словам авторов, «одна из первых и оттого довольно рискованная» попытка написать такую биографию:
«Критериев для того, чтобы оценить по достоинству его вклад, еще не существует. У нас нет и, наверное, не может быть единого мнения о том, что случилось в стране за последние тридцать лет. Нет и языка, на котором всё это можно описать… Мы не старались угодить тем или этим, мы не хотели ни лакировать, ни очернять его биографию. Мы хотели изложить жизнь Гайдара в контексте воистину великих событий, коим он был свидетель и участник, а в каком-то смысле — и творец».
Хотя новая книга и вышла в популярной серии «Жизнь замечательных людей», она отнюдь не является панегирической и основана на огромном количестве фактического материала, в том числе интервью и воспоминаниях политических противников и яростных критиков Гайдара. С любезного разрешения издательства публикуем отрывок из главы «Человек ниоткуда», в котором дана картина финансового положения СССР в последние дни Союза — поздней осенью 1991 года.
Гайдар владел знаниями макроэкономики, которой в СССР никого не учили, разве что в МГУ. Господствовала порочная политэкономия социализма, которая ссылалась на Маркса, но ничего общего с его политэкономией капитализма не имела.
Отличие Егора Тимуровича от других экономистов, понимавших экономику, а такие в СССР в небольшом количестве были, заключалось в том, что он отважился подойти к рубильнику высокого напряжения, старую систему отключить и начать строить новую.
Кроме того, он был исключительно честным и порядочным человеком.
Единственное, что, на мой взгляд, не было учтено при проведении реформ - это отсутствие институтов рыночного хозяйства или, что тоже самое, буржуазного общества.
Ельцин от этих принципов свободы отказываться вначале своей деятельности не хотел. Потом стал сдуваться. Но Путин все буржуазные принципы последовательно стал уничтожать. В итоге, с одной стороны - рынок, с другой стороны, господство номенклатуры. Получившееся государственное образование по своей сути представляет феодальную систему, где вместо царя - президент, под ним сословие высшей номенклатуры, ниже - огромная и малоэффективная бюрократия, а внизу - плебс, пребывающий в скромном достатке или бедности, без каких-либо надежд на изменение своего социального статуса.
Угроза голода описывается на картинках Москвы и Ленинграда. Но Москва, Ленинград и ещё несколько крупных мегаполисов- промышленных центров снабжались централизованно - путём завоза разнообразных продуктов из соседних областей. После того, как инфляция 89-90 гг. сделала крайне невыгодной продажу продуктов по фиксированным госценам, и за неотгрузку в центр уже никого не лишали партбилета, все эти предприятия стали отгружать продовольствие в своих областях, где оно и распределялось по талонам. Так что ситуация с продовольствием была критической только в мегаполисах и промышленных центрах - что сразу же и выяснилось, как только отпустили цены.
Но в память от тех лет молодой России досталась родовая травма - сверхконтроль центра над ближайшими к Москве и Питеру регионами и высасывание ресурсов через федеральные налоги (старт этому задал гайдаровский НДС)...
Из личных воспоминаний: осенью 89-го я ушел в армию, в это время талонная система уже цвела, пахла и захватывала все новые виды продукции, но в целом это еще была более-менее привычная советская торговля с ее вечными дефицитами и очередями. В ноябре 91-го вернулся и... это было нечто неописуемое. Вечером в субботу, под закрытие пустого местного универсама (воскресенье был выходной день) 500 человек записались в очередь на понедельник(!) с мотивацией "может хоть что-нибудь привезут".
А у нас в то время в унивесаме на всех полках стояли красиво расставленные банки с морской капустой. Утром привозили хлеб и молоко, которые разметали за час и кто не успел тот опоздал. А раз, помню, привезли мыло хозяйственное, помните страшное такое с надписью на боку 72%? Так набежали тетки со всего района и магазин чуть не треснул😀
А я помню,как взяла отгул,чтобы наконец купить молоко. Молоко так и не привезли. Ещё запомнились жуткие волосатые курицы синего цвета на прилавках.
Самое удивительное во всей этой истории: "Союз развалился республик свободных", ситуация катастрофическая, хлеба нетути и НИГДЕ (!), окромя как в России, не оказалось такого гениального Гайдара, который спас всех россиян от голодной смерти. И в то же самое время все 15 - 3 (Прибалтика) - 1 (Россия) = 11 государств СНГ каким-то невероятным образом выжили! Без Гайдара !! Карл !!! Это есть чудо, которое лишь оттеняет спасительную/мессианскую роль Гайдара во вселенском масштабе :-)!
Впрочем, тут ещё очень помогли "ездившие на метро очкарики" из "Плешки", с общеэкономического факультета, специализация - планирование народного хозяйства, "год выпуска" - 1984 (как роман Оруэлла).
"Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны" 🤷🏻♂️
Дано: еды нет, денег нет, надёжной информации нет, управляемость стремится к отрицательным величинам. Ваш выход, маэстро.
Не считая стран Балтии, у которых к Гайдару могло быть одно замечание, что надо бы пожестче, как Бальцерович, только Казахстан с населением в 10 миллионов человек показал сходную с Россией динамику выхода из советского штопора. Про республики Средней Азии в части экономики говорить не стоит, наверное, Украина, болтаясь между Кравчуком и Кучмой, представляла собой достаточно печальное зрелище - ваши коллеги всё любят пенять ей разрывом по ВВП с Россией, а в Белоруссии уже развлекался картофюрер, сделавший трансферы из России основной статьёй бюджетных доходов.
Гайдар вернул еду в магазины за три месяца (помните этот чудесный термин "коммерческий магазин" :)) и запустил рыночные механизмы, которые уже к 95-му году дали значимый экономический эффект. Я много думал, что я сделал бы иначе, и кроме радикального снижения налогового бремени (НДС 28% и налог на прибыль 35% в такой ситуации, на мой взгляд, принципиальная ошибка, экономически компенсированная массовым уклонением, но приведшая к долгосрочному фискальному нигилизму), ничего иного в голову не приходит.
Я уже на сей счет вполне обьяснился "ниже по течению текста", в ответ на вопросы уважаемого Михаила Романова.
Так ведь и Северная Корея пока не вымерла. Значит ли это, что экономическая политика Южной не имела значения?
Типун Вам на язык: в Северной Корее реально вымерли от голода от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов человек, причем никто не знает, сколько именно, потому что "Северная Корея"!
.
Всё на свете имело и имеет значение, "история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не полезнее истории целого народа ..." (М.Ю.Лермонтов). Ничего не имею лично против Гайдара, а вот неумеренная хула со стороны его ненавистников едва ли не смешнее и нелепее неумеренной хвалы со стороны его апологетов!
А где вы встретили "неумеренную хвалу"?
Да, вот тут Вы правы на все сто: в ДАННОЙ КОНКРЕТНОЙ статье нет ни хулы, ни хвалы и я "боролся с ветряными мельницами", то бишь зачем-то реагировал на огромное количество ранее прочитанных статей, в которых Гайдар объявлялся "спасителем отечества", буквально избавившим народонаселение России от голодной смерти :-)!
Если у них нет хлеба, пусть едят самый вкусный пломбир
Вы правы, хладокомбинаты работали, выпускали мороженое. Но было одно "но": обычный житель СССР, увидев в то время на прилавке мороженое, закупал его сразу дюжину, чтобы пару дней семья могла полакомиться (а вдруг молока не получится достать?). Поэтому и вкусный пломбир и невкусный фруктовый лёд разметали в момент.