Русь крестил Владимир. Русское государство буквально создал Владимир. «Север» рассказывал, как его образ использовала имперская пропаганда — но именно имперская, для империи он сделался актуальным.

А вот святым покровителем России стал не Владимир. Святые покровители — его младшие сыновья Борис и Глеб, которые мало того что ни дня не правили, так еще и ничем решительно не отличились. Безропотно дали себя убить — и все.

Как так получилось и почему в логике русского христианства — как народного, так и интеллигентского (священники и монахи) — великий вождь и правитель оказался куда менее важен, чем два брата, весь подвиг которых состоял в непротивлении собственным убийцам?

Убийство Бориса и Глеба — как все было на самом деле

Битва Ярослава Мудрого со Святополком. Клеймо иконы «Святые Владимир, Борис и Глеб с житием Бориса и Глеба». Первая треть XVI в. Государственная Третьяковская галерея.

После смерти князя Владимира в 1015 году ситуация с престолонаследием оказалась крайне запутанной. Старший сын Ярослав, княживший в Новгороде, был в ссоре с отцом — он отказался выслать в Киев дань и даже активно нанимал варягов для войны с Владимиром. У варягов, нанятых Ярославом, вышел конфликт с новгородцами, и к началу борьбы за власть в Киеве Ярослав оказался и без нужного войска, и без новгородских денег.

Второй по старшинству сын — Святополк — находится в Киеве и получает или, как пишут русские летописи, захватывает власть. По летописям до конца не понятно, был ли он вообще сыном Владимира. Захватив Киев, князь Владимир убил своего брата Ярополка и взял себе его жену, которая, как написано в «Повести временных лет», «бе не праздна». То есть выходит, что Святополк, может, и не сын, а вовсе племянник Владимира. Впрочем, у него мощная поддержка в лице польского короля Болеслава — отца его жены.

На момент смерти Владимира в живых было еще шестеро его сыновей: Святослав, Мстислав, Судислав, Позвизд (он упоминается только в списках детей Владимира), Борис и Глеб. Последние двое, хоть и самые младшие сыновья, да и уделы им выделены на далеких окраинах киевского княжества в Ростове и Муроме, имеют значимое преимущество перед остальными братьями — только они рождены христианами, а их мать, царевна Анна — сестра византийского императора. Более того, Борис — любимчик отца, когда тот заболел, он был специально вызван из Ростова в Киев и послан во главе отборных войск (собранных для похода на Новгород и подавления бунта Ярослава) отбить набег печенегов. Печенегов они не нашли, но к моменту смерти Владимира под началом Бориса было прекрасное и многочисленное войско (Нестор говорит о 8 тысячах воинов), в полной боевой готовности и без потерь от стычек с врагом.