28 июля — день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Для нас сейчас вполне естественно, что сотни храмов посвящены князю, который крестил Русь и по сути дела основал русское государство. Для нас и нашего отношения к православию вполне естественно воспринимать его главным покровителем и святителем России и нашей государственности.

Однако из этих сотен храмов святого Владимира только 5 (пять!) построены до XIX века (правда, среди них есть и настоящие шедевры начала XVI века — московский храм в Старых Садех и церковь в Кирилло-Белозерском монастыре). А более половины появились и вовсе в последние 20 лет — о том, насколько случайно этот период совпал с бесконечными президентскими сроками Владимира Путина, попробуем поговорить ниже.

Президент России Владимир Путин выступает на открытии памятника святому Владимиру

Более того, до второй половины XIX века и на иконах святой Владимир очень редко изображался один. Почти всегда вместе с другими святыми — чаще всего с сыновьями Борисом и Глебом. И только в XIX веке начинается массовое производство икон, изображающих старца с короной на голове и крестом в руке. «Лишь девятисотлетие Крещения Руси, торжественно отпразднованное в 1888 году, сообщило этому культу все его национальное значение. С этого времени Россия покрывается Владимирскими храмами — увы, часто довольно бедного и однообразного стиля; редкая церковь не имеет теперь иконы святого Владимира…». Так пишет о развитии культа святого Владимира русский философ Григорий Федотов

Впрочем, история почитания святого Владимира хоть внешне и похожа на навязанный государством «псевдорусский и псевдоправославный культ Александра Невского», но все-таки только отчасти.

Как злобный убийца и насильник превратился в святого