«В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло».

Так начинается 12-я глава Новозаветной книги Деяний Апостолов, в которой дальше речь пойдет о заточении апостола Петра: «вслед за тем взял и Петра, … и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его», и его чудесном спасении.

5. Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.

6. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.

7. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.

8. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.

9. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.

Россия: власть нельзя победить.

«Изведение апостола Петра из темницы, с деяниями». Середина XVI в. Новгород. И, кстати. эта потрясающая икона сейчас выставляется в Музее русской иконы в Москве, на нее можно посмотреть, а заодно – и на другие прекрасные иконы в этом уникальном частном музее. И к тому же совершенно бесплатно.

Сюжет этот в русской живописи был вполне популярен. Его непременно рисовали в клеймах икон святого Петра, святых Петра и Павла, а также Михаила Архангела – именно его назначили тем Ангелом, который освободил Петра из темницы. К тому же, житие Петра всегда было популярным сюжетом для росписи храмов, и почти всегда композиционным центром этого жития оказывалось именно освобождение из темницы. В том числе и потому, что сюжет этот был узнаваем и близок русским людям: жестокая и всесильная власть, стражники, темница и отчаяние человека, попавшего туда, и тех, кто думает о нам и переживает за него.

Но что именно рисовали русские художники, изображая освобождение святого апостола Петра из темницы, и как они это делали?

Клеймо из Новгородской иконы XVI века

Первое, что бросается в глаза: максимальная статика. Ангел просто по-тихому выводит Петра мимо умильно спящих охранников. Оковы валяются где-то рядом под ногами. Никакой драматизации. Иконописцы буквально делают все, что в их силах и умении, чтобы снять любую динамику. Даже указывающий путь к городу жест Ангела прорисован как предельно будничный и не создающий напряжения. Никакого «свет осиял темницу», никакого «ткнул в бок». Только последняя из процитированных выше строк: «Петр вышел и следовал за ним … думая, что видит видение».

Никакой идеи сопротивления или столкновения. Когда смотришь на эти прекрасные и очень глубокие иконы, буквально чувствуешь: власть нельзя победить, от нее можно только ускользнуть, слинять.