15 августа ЦИК России закончил процедуру регистрации кандидатов на выборы в единый день голосования. В этот день, растянутый из-за коронавируса на три дня, с 17 по 19 сентября, пройдут выборы депутатов Госдумы, депутатов 39 региональных парламентов и губернаторские выборы в 8 регионах.
Одномандатники: независимые и созависимые
Самыми напряженными ожидаются выборы в Госдуму, которые проходят по смешанной системе: 225 депутатов нижней палаты парламента избираются по федеральным партийным спискам и 225 по одномандатным округам. Причем одномандатники могут как выдвигаться политическими партиями, так и быть самовыдвиженцами. Партии, имеющие право участвовать в выборах без сбора подписей (в этом электоральном цикле их 14), выдвигают кандидатов своим решением. Остальные кандидаты, и партийные, и независимые, должны собрать в свою поддержку подписи в количестве не менее 3% от числа избирателей, зарегистрированных в их избирательном округе.
Действующая сейчас система выборов сложилась в 2016 году, когда в России вернулись к смешанной системе (в 2007 и 2011 годах депутаты избирались только по партийным спискам), что вызвало подъем интереса к самовыдвижению. Но сложности со сбором подписей, особенно с прохождением экспертизы их подлинности, отвратили многих потенциальных независимых кандидатов от этого способа выдвижения на выборы. Договорится с партией проще, чем преодолеть барьер заградительных мер, применяемых избиркомами для независимых кандидатов. Тем более, что по сравнению с 2016 годом ситуация с реализацией пассивного избирательного права существенно ухудшилась.
В докладе движения в защиту прав избирателей «Голос» «Правовые особенности выборов депутатов Государственной думы Российской Федерации 19 сентября 2021 года» говорится, что после 2016 года «было уже две волны ограничений пассивного избирательного права: в 2020 году было введено полсотни новых уголовных составов, по которым граждане лишаются пассивного избирательного права, а в июне 2021 года в силу вступили поправки, лишающие права быть избранными лиц, «причастных» к деятельности организаций, которые были признаны «экстремистскими»… Подсчитать точное количество граждан, попавших к настоящему моменту под лишение пассивного избирательного права, невозможно. Однако опираясь на информацию органов власти, можно утверждать, что общее количество граждан, которым государство запрещает баллотироваться на выборах, составляет не менее 9 млн человек, то есть около 8% от общего числа избирателей (скорее всего — существенно больше)».
Самовыдвижение выгодно не только независимым оппозиционным кандидатам, но и тем, кто максимально лоялен власти, однако желает казаться независимым в глазах электората. Эта технология продвижения нужных кандидатов особенно актуальна в последние годы, когда партия власти стала терять популярность. У таких замаскированных под самовыдвиженцев провластных кандидатов не бывает проблем со сбором подписей и ведением избирательных кампаний, ни на выборах в Госдуму, ни на выборах в региональные парламенты. Собственно, ради них и вернули в России мажоритарные выборы. Не для оппозиционеров же, в самом деле.
Кандидат из Адыгеи
В 2016 году на выборы депутатов Госдумы свои кандидатуры выдвинули 304 независимых политика, из которых ЦИК зарегистрировал только 18 человек. Из этих восемнадцати лишь один стал депутатом. Это — самовыдвиженец от республики Адыгея Владислав Резник. Почему он стал самовыдвиженцем и какое отношение имеет к маленькой северокавказской республике — большой вопрос.
Родился Резник и прожил немалую часть жизни в Ленинграде, в 1989 году был избран заместителем председателя совета директоров небезызвестного банка «Россия», тесно связанного с членами кооператива «Озеро». После того как Путин и другие члены этого кооператива перебрались в Москву, Резник тоже обосновался в Москве и стал председателем правления государственной страховой компании «Росгосстрах».