В последние годы большинство западных политиков утвердились во мнении: Китай и Россия — противники атлантического мира и потому должны рассматриваться как существенная угроза. В зависимости от точки, из которой смотрит на проблему тот или иной наблюдатель, бóльшим врагом кажется то одна, то другая держава — но общее отношение к обеим остается однозначным.
Не приходится поэтому удивляться, что дополнительным фактором беспокойства становится тесное сближение Пекина и Москвы, которое обе стороны подчеркнуто называют «стратегическим партнерством». Следствием такого положения вещей становится декларируемое на Западе желание увидеть раскол в российско-китайском дуэте между «старшим» (Китай) и «младшим» (Россия) партнерами — достаточно обратить внимание на риторику представителей нескольких американских администраций, начиная с президента Барака Обамы. Только лишь за последнее время в данном жанре попрактиковались экс-посол США в России Майкл Макфол и с десяток других американских экспертов.
При этом как сам российско-китайский альянс, так и задачи противодействия ему видятся из Вашингтона или Брюсселя довольно четко в деталях, но весьма размытыми в целом.