
Бронислав Виногродский. Фото: личный архив
— Китай — очень древнее государство, которое до сих пор сохраняет многие свои традиции и элементы культуры. И в этом — особое отношение китайцев к своему прошлому. Само собой, возникает вопрос: а как же тогда китайцы относятся к будущему? Есть ли разница в восприятии времени у китайцев и у представителей европейской культуры?
— Совершенно очевидно, что разница такая есть, и очень большая. И ею, собственно, определяется взгляд китайцев и европейцев на историю, роль истории и роль личности в истории. «Авраамическая» цивилизация, которая, собственно говоря, и является европейской, основана на эсхатологической концепции, то есть на презумпции конца света. У нее есть две главные точки во времени: подразумевается, что мир когда-то возник (с чего собственно и начинается книга бытия в Библии, и «Берешит бара’ Элохим» — «в начале сотворил бог») и что у этого мира будет конец, что, в свою очередь, выражается в разнообразных апокалиптических пророчествах. Следовательно, раз время — это некая конечная длительность, то его можно не рассматривать как некую объективную реальность.
В китайской же традиции время представляет собой, практически, физически ощутимый феномен, так как по базовым организмическим воззрениям традиционной китайской медицины время движется в каналах меридианов человеческого тела. И концепция каналов меридианов представляет собой основополагающую концепцию традиционной китайской медицины. Последняя же чем дальше, тем чаще самими китайцами называется хроно-медициной.
Итак, «в китайской традиции нет деления на субъективность и объективность». Прекрасно. Я китайца привык видеть таким: на голове наушники, в руках смартфон, в смартфоне соцсети. Т. е. как и любой другой человек из сколь-нибудь развитой части мира, только еще сильнее погруженный в техносреду. «Объект» — одно из ключевых понятий программирования вообще и создания интерфейсов в частности. Интерфейс строится как совокупность объектов, с ними взаимодействует субъект — пользователь.
А теперь мне пытаются объяснить, что все это мишура, что мышление китайца остается неизменным на протяжении тысячелетий. И это тот самый, погруженный в непрерывное взаимодействие с объектами информационной среды китаец, где правила использования предписывает бытие в качестве субъекта ему, а вместе с ним и почти миллиарду других участников сетевого взаимодействия.
Конечно у китайцев есть свои специфические схемы восприятия и действия. Но общество, настолько фундаментально модернизировавшее (т.е. приведшее в соответствие с практиками западного модерна) свою среду не может оставаться традиционно мыслящим.
Там параллельно идет еще цикл статей про Китай. О стратагемах. Или о том, как манипулировать собеседником, партнером по бизнесу ради извлечения выгоды. Как использовать его слабости и пороки. Видимо, тоже неагрессивно, естественным ходом вещей и прагматично. И тоже часть китайской культуры))
"Конечно же, европейцы все время выдают проекты и гораздо меньше уделяют внимание прогнозам, потому что изначально не верят в возможность прогнозировать какие-либо и, тем более, сложные процессы, давая точные ответы на такие, например, вопросы: как будет развиваться то или иное событие в будущем? Как будет меняться ценность? Как будет происходить изменение, запущенное тобой лично в твоем времени?"
= = =
Да ладно. Уже больше полувека "на Западе" активно используется сценарный подход/анализ, в т.ч. призванный выдавать прогнозы и переключаться между ними по ходу реализации проектов. Не знаю, что у китайцев, но подозреваю, что они тоже на подобные управленческие технологии опираются. Конечно, в дополнение к великим и ужасным традиционной китайской медицине и "Искусству войны".
Завораживающе, как обычно... Правда, во всем этом больше Виногродского, чем Китая. Как обычно :)
Китайская медицина, афоризмы Лао Цзы, буддийская созерцательность - все это тот непонятный иероглиф, который надо «сковырнуть», и под ним обнаружатся ответы на те вопросы, которыми обречен мучиться воспитанный в западных апокалиптических традициях человек, пока перед ним не откроется сияющее Дао.
Создание привлекательного образа Китая - задача не тривиальная, но выполнимая.