Бронислав Виногродский. Фото: личный архив

Бронислав Виногродский. Фото: личный архив

Китай — очень древнее государство, которое до сих пор сохраняет многие свои традиции и элементы культуры. И в этом — особое отношение китайцев к своему прошлому. Само собой, возникает вопрос: а как же тогда китайцы относятся к будущему? Есть ли разница в восприятии времени у китайцев и у представителей европейской культуры?

— Совершенно очевидно, что разница такая есть, и очень большая. И ею, собственно, определяется взгляд китайцев и европейцев на историю, роль истории и роль личности в истории. «Авраамическая» цивилизация, которая, собственно говоря, и является европейской, основана на эсхатологической концепции, то есть на презумпции конца света. У нее есть две главные точки во времени: подразумевается, что мир когда-то возник (с чего собственно и начинается книга бытия в Библии, и «Берешит бара’ Элохим» — «в начале сотворил бог») и что у этого мира будет конец, что, в свою очередь, выражается в разнообразных апокалиптических пророчествах. Следовательно, раз время — это некая конечная длительность, то его можно не рассматривать как некую объективную реальность.

В китайской же традиции время представляет собой, практически, физически ощутимый феномен, так как по базовым организмическим воззрениям традиционной китайской медицины время движется в каналах меридианов человеческого тела. И концепция каналов меридианов представляет собой основополагающую концепцию традиционной китайской медицины. Последняя же чем дальше, тем чаще самими китайцами называется хроно-медициной.