"Дело Агеевых" и другие открывшиеся случаи жестокого обращения с приемными детьми вывело на поверхность тщательно замалчиваемые проблемы адаптации детей в приемных семьях: возвраты в детдома, нервные срывы родителей и детей. А ведь так все хорошо начиналось – социальные рекламы с трогательными рисунками и роликами со счастливыми детскими голосами: "Васю нашли в капусте, а меня мама и папа – в детском доме", резкий взлет усыновлений и опеки… Да и у кого, глядя на эту рекламу, не защемит сердце, и ведь захочется – не раздумывая – пригреть и спасти одинокое маленькое существо. Не раздумывая… А, собственно, почему мы кидаемся вершить судьбы, как минимум, трех человек под влиянием эмоций, пусть даже и положительных? Социальная реклама всегда таит в себе множество соблазнов для креативщика. Месседж понятен, нет необходимости соблюдать всякие там 4Р и маркетинговые концепции, и так и тянет шарахнуть как следует по эмоциям слушателей, чтобы у них идея запечалилась навечно… Главное зацепить, вызвать нужную волну, шокировать, а все перегибы можно оправдать борьбой за идеи добра. Ну а там, глядишь, и до "Каннских львов" рукой подать… А кто у нас самая благодарная аудитория для рекламщиков? Подростки, старики и люди эмоционального склада. Т.е. те, у кого критическое мышление снижено, а решения принимаются на основе эмоций, а не анализа. Что делает такой человек, если ему в рекламе эмоционально и красочно рассказали, что новый мобильник сделает его круче всех и повысит его статус в тусовке до небес, а по факту оказалось, что он и виснет, и неудобен, и вообще не радует? Кто-то засунет на дальнюю полочку и постарается забыть о своей глупости, кто-то попробует вернуть в магазин, а кто-то со злости шваркнет о стенку… А если обещанный в рекламе и душещипательных статьях ангелочек, ласково обнимающий родителей и говорящий: "мамочка и папочка, как я вас люблю" в реальности оказывается педагогически запущенным ребенком с кучей неврологических и соматических болячек (а это большинство деток из детдомов)? Эмоциональный откат по схеме "отдать – забыть – шваркнуть". То есть то, что и происходит сейчас, причем масштаб этого намного шире, чем дошедшие до прессы случаи, т.к. тема уж больно стыдная и стараются поторопившиеся приемные родители все сделать по-тихому… Я предчувствую бурю возмущения со стороны креативщиков, мол, я из-за каких-то неадекватов пытаюсь превратить социальную рекламу в скучную начитку текста. Я их понимаю, возможность максимально проявить свою способность манипулировать людским сознанием, неограниченно реализовывать свои идеи, да еще и за приличные деньги упускать жалко. Но вот только социальную ответственность бизнеса не вчера придумали. И реклама – не художественное произведение, а бизнес. Смогли же научиться делать взвешенную рекламу лекарств, т.к. от правильной подачи зависит жизнь человека! Наше общество под влиянием всех пертурбаций, последних 20 лет настолько густо населено людьми в пограничных состояниях, что любое сильное воздействие должно быть просчитано, проверено и взвешено еще более тщательно, чем для лекарств. Иначе о стенки будут биться не мобильники и кремы от морщин, а людские судьбы. Да, конечно, создавать рекламные ролики, в нужных пропорциях обращающиеся к эмоциям и разуму сложно, не увлекательно и не потянет на "Каннских львов"… Но никто и не обещал, что влиять на людские судьбы будет легко…