Фото: Unsplash.com

Фото: Unsplash.com

Пересказ нашумевшей книги журналистки The Wall Street Journal Эбигейл Шрайер «Непоправимый вред: Как мода на трансгендерность искушает наших дочерей» (Irreversible Damage: The Transgender Craze Seducing Our Daughters, перевод названия книги и публикация ее пересказа на совести главного редактора журнала «Будущее». — Republic).

Работа Шрайер, названная одной из лучших книг 2020 года по версии журнала The Economist и претендующая на звание книги года в 2021-м по мнению редакций The Times и Sunday Times, вызвала возмущение у американской «прогрессивной» (woke) общественности, потребовавшей снять книгу с продажи (сеть магазинов Target сначала даже подчинилась требованиям, но потом все же вернула книгу на прилавки), и Big Tech-корпораций. Зато смелость Шрайер высоко оценил Бен Шапиро, журналист и, по совместительству, идол американских консерваторов.

Fox News цитирует твит Грейс Лавери, профессора Калифорнийского университета в Беркли: «Я призываю своих подписчиков красть книги Шрайер и сжигать их на костре», и заявление представителя Американского союза защиты гражданских свобод: «Прекратить распространения этой книги и этих идей — ради этого я готов погибнуть».

«Слишком положительная» рецензия на книгу авторства известного врача Харриет Холл, одной из первых женщин-летных хирургов американских ВВС и пропагандиста доказательной медицины, была удалена с сайта Science-Based Medicine. Как утверждает известный биолог-эволюционист Джерри Койн, «ошибка» Холл — в том, что она «написала справедливый и объективный обзор новой книги на «неприличную», с точки зрения «культуры отмены», тему». Редакция же Science-Based Medicine, по его словам, «несправедливо обвинила Шрайер в трансфобии за то, что она всего лишь призвала к дополнительным исследованиям темы, которая того, вне всяких сомнений, заслуживает».

Койн уверен, что «культура отмены» прокладывает науке «путь в Средневековье», ведь «запретные темы лишают общество возможностей диалога», а перевод сложных научных вопросов в моральную плоскость автоматически делает любые попытки их научного исследования аморальными, следовательно, подлежащими «отмене».

Чем же все-таки вызван скандал, оправдан ли он? Обратимся к первоисточнику. В предисловии Шрайер приглашает к прочтению этой «опасной книги», ведь «мы в Америке не можем открыто обсуждать эпидемию трансбезумия, охватившую наших подростков и не собирающуюся останавливаться».

Контекст

В начале века слово «трансгендер» или «транссексуал» нельзя было назвать широко распространенным. Это был в первую очередь медицинский диагноз (о спорах относительно вывода диагноза из МКБ-11 можно почитать здесь и тут) и во вторую — самоидентификация людей с этим диагнозом. Приблизительно с 2012 года это слово, вместе с другими, «экзотичными», по мнению преимущественно представителей старшего поколения, гендерными категориями вошло в мейнстрим, расколов общество.