Настоящее слово недели, конечно, — «локдаун». Люди ждут, люди готовятся. Кто — к путешествиям, раз уж каникулы, гулять — так гулять, а кто — к делам чуть более печальным. Невеселы лица простых официантов. Да и лица непростых управляющих питейными и развлекательными заведениями тоже невеселы.
Даже очередная валдайская речь вождя, судьбоносная, как это у вождя принято, не вызвала особых эмоций. Нет, ее, разумеется, заметили, но обсуждали меньше, чем, может быть, стоило. Специальные люди пришли в положенный восторг, завзятые критиканы выдали порцию черной своей ненависти, — но, возможно, в этот раз вождь мог рассчитывать на большее.
А лучшее резюме — в газете «Комсомольская правда»: «Президент рассказал о своей роли в истории, гонках на электромобилях и ядерном апокалипсисе». Когда вижу такое — всегда восхищаюсь: газета супер-лояльная, можно даже сказать — правоверная. Они ведь не хотели выставить президента — ну, как бы это сказать? — немного смешным, что ли. Однако получилось, да еще и круг его интересов описали исчерпывающе.
Возможно, проблема с судьбоносной речью в том, что в ней ни слова о былых победах над печенегами. Мы ведь привыкли уже — если из-за ситуации с коронавирусом власть начинает заметно паниковать, значит, пришло время напомнить населению о том, как предки громили печенегов. Все-таки Россия — страна, строящая свою идентичность вокруг традиционных ценностей, и воспоминания о битвах со степняками — как раз одна из них.
А пока — апокалипсис. Очередной, еще не ядерный, уже привычный. Я был по делам в Петербурге, обязательную туристическую программу тоже отработал. Посетил, в частности, Эрмитаж. На сайте музея особым шрифтом — почти угрожающие сообщения о том, что в ближайшее время пускать в него будут только по qr-кодам. На входе ведут беседу сотрудники, проверяющие билеты:
— Что слышно?
— Вроде, со следующей недели уже коды эти и заполняемость — 80% от нормальной.
— От нормальной? Это когда в день полмиллиона китайцев приходило? Сколько это будет — 80 процентов от полумиллиона? И где он нам возьмет столько китайцев?
«Он» — это, наверное, Беглов. И действительно ведь непонятно, где он возьмет столько китайцев. Китайских туристов вообще нет (в прошлый мой, еще допандемийный приезд ходить по центральным улицам приходилось, буквально продираясь сквозь плотный строй китайцев). А на оставшихся туристов люди, вовлеченные в процесс обирания гостей города, явно обижены.
Тут же крутится какой-то мужчина ушлого вида. Мужчина кричит в телефон:
Во всем том безумии, которое нас окружает в навязанной властью и пропагандой мороке, есть сама жизнь, которая течет по канонам обычной обывательской жизни: люди влюбляются, женятся, заводят детей, обзаводятся жильем, ездят, даже в условиях пандемии, отдыхать (племянницы сейчас в Доминикане), занимаются фитнесом, йогой или еще чем-то, чем им хочется заниматься и ни слова не говорят ни о Путине, ни о политике и даже о ковиде. Многие надеются, что если молчать и не думать, то всё само собой изменится к лучшему.
Мне кажется, что возможность жить без посещения политзанятий и профсоюзных собраний, пока еще не отнятая у народа, остается важнейшим достижением перемен, произошедших в годы Перестройки и после нее.
И тут мне на память пришла "Молитва" Лермонтова:
"В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…"
Есть народ, любящий мертвечину пропаганды, да и сам с радостью в ней участвующий. Видел просто ликование на лице Маргариты Симоньян на валдайском форуме в Сочи.
Есть огромная масса людей, которым власть, скорее не нравится, чем нравится, но они приспособились: жить можно.
Однако есть еще и меньшинство, взращенное на русской высокой культуре, занятое трансляцией своего недовольства системой.
Перед властью стоит вопрос уничтожить ли это меньшинство, как врагов государственной архаики, либо все-таки, скрепя сердце, сказать: пусть живут, но помалкивают и не мешают руководить, то есть извлекать доходы из природных ресурсов и бюджета. Путин, собственно, этого и требует, говоря, что нельзя нарушать закон. Вот Дума примет закон о запрете критиковать власть, и всё станет прекрасно. Надо же понимать, что "пряников, кстати, всегда не хватает на всех", как пел Окуджава в "Песенке о Старом, Больном, Усталом, Короле".
Иван, мне очень импонирует, что Вы активны в комментариях к своим публикациям; мне кажется, это выражение уважения к Вашим читателям.
А теперь о грустном: «Кто-то — восхищается от души (по-моему, повторюсь, это редкость…»: зря Вам так кажется, зря. Может, палитру эмоций не описать словом «восхищается», но понимания и поддержки много.
У меня есть такое обыкновение (ну или причуда) время от времени читать патриотические форумы. Делаю это давно, с 00-х. Вижу, что многое из происходящего сейчас — мечты патриотов 10–15-летней давности. Жесткий прессинг оппозиции, посадки оппонентов, государственная консервативная идеология, даже закон об иноагентстве — все поначалу заявлялось именно там в качестве желаемой программы власти.
В эпоху президентства Медведева эти люди были в довольно депрессивном состоянии, и даже выражали антиправительственные настроения. Потом, правда, моментально об этом забыли, и после рокировки любые сомнения в благодетельности начальственной воли уже воспринимают как опасное вольтерьянство.
Можно было бы ожидать, что теперь, когда сбылись многие их мечты, там должно царить абсолютно восторженное настроение, «так громче ж музыка играй победу». Но нет. У них сделался какой-то тихий и пришибленный вид. Они тщательно подбирают темы для обсуждения, предпочитая нейтральные. Мигрантов поругать, над америкосами посмеяться, украинцев лягнуть. Большинство тем внутренней повестки табуировано. Похоже, что и сомневаться нельзя, и сильно радоваться не получается.
Ну и костяк активистов постарел, конечно. Молодые в их ряды не сильно вливаются. Наверное, еще и потому, что формат форума для молодых отдает нафталином.
"Ах ты, сука,
замолчи!" - закричал малый, схватил Данилова за отвороты куртки. И свора
сбилась плотнее. Лыжи упали из рук Данилова. Данилов оттолкнул от себя
малого и сдвинул пластинку браслета.
Прохожие люди и зрительницы из окон, только что ожидавшие увидеть
происшествие, удивились повороту событий. Не только не случилось
смертоубийства, но, казалось бы, вот-вот должно было начаться взаимное
сердец лобызание. Барышням Данилов вернул невинность, и теперь они, ощутив
приобретение, стояли печальные, строгие, будто попавшие в чужую жизнь, а
на Данилова смотрели глазами Веры Холодной. Парни получили взгляды
работников детских комнат, во всем сейчас желали видеть нравственный
порядок и совершенство душ. Они с извинениями кинулись подымать лыжи
Данилова, но на всех лыж не хватило. Естественно, не осталось при них и
запаха спиртного, а про пивной автомат они думали с негодованием. Данилов
пожалел, что сгоряча лишил парней причесок, это было мелким
самоуправством, неостроумным к тому же, хорошо хоть клеши он не обузил, не
превратил кримплен в шинельное сукно и не отклеил у барышень ни приставных
ресниц, ни дорогих платформ. Да и что он напал на прически-то! Стало быть,
растерялся, коли сразу принялся переделывать личности изнутри и снаружи.
Стало быть, воля его производила действие какими-то судорожными усилиями.
Нервы, нервы...
Да, у меня те же привычки - правда, я отлавливаю их в твиттере, но и там молодежи не много. И сходные наблюдения. Чувство беспомощности их тоже не покидает, хотя, казалось бы, пришло время радоваться.
Так ведь в этом и дело, ну вот допустим какой-то «патриот» десять лет требовал, чтобы посадили Навального; и вот она, долгожданная победа: Навальный в тюрьме! Ну, день можно этому радоваться, ну неделю, а дальше-то что?
Российская власть фатально не понимает (или понимает, но не в состоянии ничего с этим поделать), что это демократически избранная и регулярно сменяемая власть может позволить себе заниматься какими-то прозаическими вещами, вроде уборки снега, нового газопровода или ставки рефинансирования; власть, вполне уже официально объявившая себя несменяемой, не может этим ограничиться, она должна заботиться о понятной картине будущего, давать людям какую-то пищу для ожидания, которое теперь должно заменить ожидание посадки Навального. Но этого нет и не предвидится; чему уж тут радоваться.
Одна из причин их уныния вполне различима. Какое-то время назад они очень хотели быть опорой власти, желали, чтобы та их заметила, установила бы с ними доверительные отношения. Какие-то попытки в этом направлении с их стороны предпринимались. Ну, понятно же, чем это окончилось.
“Я думаю, что общественные настроения влияют на ситуацию в государстве. И эта вот общая вера в принципиальную неизменность выбранного курса, в собственное бессилие, в некоторую обреченность — важна. Она тоже помогает катку ехать к яме.”
Уважаемый Иван! А почему вы так оптимистично считаете, что каток едет к яме? Разве это непонятно ещё кому-то, что он туда уже лет сто, а то и больше как свалился? Его там ещё как-то починили, перекрасили и запустили по дну. Только яма - круглая, потому рулить как бы и не обязательно. А остальное - все так: кто-то сорвался, кого-то задавили. Но никому и никогда и в голову не приходит начать строить выкоп, чтобы из этой яму выкарабкаться катку помочь. Почему? Вопрос и сложный и одновременно простой.
во-первых народу, который уже в третьем или четвёртом поколении от этого катка в этой яме привык увертываться или приспособляться и невдомек, что можно по другому. Во-вторых, пытались одни умники этому народу «объяснить» однажды, так после этих объяснялок каток в этот кювет и грохнули. Так что, не-а, не надо нам, барин! Мы тут по днищу грязному приспособились ползать, и большего нам не надо! Только хуже сделаем! Катится ведь как-то? Бензина до хрена, и слава богу!
Ну, я бы для начала оптимизмом это все-таки не стал называть.
Какие прекрасные писатели - прямо со страниц Булгакова (а может и Аксенова) в "Сапсан", а дальше, вероятно, в буфет ЦДЛ...
На мой скромный взгляд, это еще раз показывает, что мы все ближе к тому, от чего, как казалось, ушли навсегда - "только трубы пониже и дым (заметно) жиже".
"Но иногда едешь в поезде, пьёшь Шато Лафит из горла,
И вдруг понимаешь - то, что ждёт тебя завтра, это то, от чего ты бежал вчера." ©
:-)!
.
+ 100.500
По кочкам, по кочкам,
По маленьким дорожкам,
В ямку бух!
(Народная прибаутка)
.
С остановившимся взглядом
Здесь проходил ПЕЧЕНЕГ ...
Сыростью пахнет и гадом
Возле мелеющих рек
(Н.С. Гумилев, "Мужик")