Акция «Возвращение имен», инициированная в 2007-м Международным мемориалом (мы обязаны напомнить, что российский Минюст признал эту организацию иностранным агентом), прошла и в этом году. Но теперь не с одобрения государственной власти, как было когда-то, а вопреки ее политике, все больше расходящейся с обществом в оценках прошлого и в отношении к памяти. Сегодня только граждане — не государство — пытаются ее сохранить.
Бесконечный список
«Вечная память! Жду правды, осуждения преступного режима, вразумления сердец», — написала на своей странице в фейсбуке пианистка Елизавета Миллер, сопроводив эмоциональной репликой имена трех расстрелянных в сталинские времена: 45-летнего учителя немецкого языка Курта Крюгера, 46-летнего старшего инспектора объединения столовых Ричарда Ушацкого и Дмитрия Хуртова, рабочего с «Серпа и молота», 19 лет. Двое расстреляны в 1937 году, третий в 1938-м. «Почему выбраны эти три человека?» — спросила Лизу подруга, — «Расстреляны были миллионы». И получила ответ: «Имена даются случайно на сайте Мемориала. В акции «Возвращение имен» ежегодно участвуют тысячи людей, и за эти годы список всех репрессированных еще не прочитан целиком».
В этой фразе — все самое важное, что нужно знать о «Возвращении имен». Только за эти годы — за последние 14 лет — не прочитан не то что список целиком, прочитана в лучшем случае четверть его, а скорее всего, и того меньше. Потому что именами, которые мы знаем или можем найти в базах Мемориала, где их миллионы, перечень жертв не исчерпывается. Никто не знает, сколько людей на самом деле погибло на лесоповале на Колыме, было закатано в бетон при строительстве каналов, потоплено в баржах в Нагаевской бухте — по легенде, именно так, вместе с другими зеками-инвалидами, погиб поэт Владимир Нарбут. Родственникам при реабилитации дали справку с намеренно сфальсифицированной датой смерти — 15 ноября 1944-го. В действительности арестованного в 1936 году Нарбута расстреляли в день его 50-летия, 14 апреля 1938-го, в карантинно-пересыльном пункте № 2 треста «Дальстрой».
Великий русский писатель Михаил Булгаков подвергался травле со стороны РАППовцев, но когда за ними пришли, он не обрадовался, не испытывал эйфории, что его врагов пытают, издеваются над ними, а потом убивают.
Дело на самом деле памятью о казненных совсем не в том, были ли они при жизни ангелами, "безгрешных не знает природа". Многие преступники из ОГПУ, например, И.М. Леплевкий организовал дело "Весна", по которому под репрессии попали 3000 военспецов (В. Судаков может обвинить в том, что служили в РККА, но надо понимать, что для многих офицеров переход к большевикам был вынужденным, вспомним Турбиных Булгакова), среди расстрелянных был генерал-майор Александр Павлович Аргамаков, (к этому роду принадлежала мать Александра Радищева, напившего "Путешествие из Петербурга в Москву"). Он
Меня заминусуют [на рипаблике слишком много антипу], но "....Генеральная прокуратура РФ, которая и отказала заявителю. Тем самым признав легитимность расстрела...." - отказ вешать табличку не признание легитимности расстрела. Да, они бы могли повесить. Но не повесили. Не надо переделывать.
На акции "Возвращение имён" уже диктовали вслух имя солдата-нациста Франка Ксафе, внесённого в Книгу памяти? Кого только в эти книги памяти не вносят! Видимо, логика проста: осуждён советским судом при Сталине - автоматически жертва политического террора и подлежит реабилитации. Военнослужащий немецкой армии Франк Ксафе 1919 года рождения внесён в Книгу памяти Калининградской области, несмотря на осуждение по статьям 58-8 (Террористические акты, направленные против представителей советской власти или деятелей революционных рабочих и крестьянских рабочих) и 58-9 (Причинение ущерба системе транспорта, водоснабжения, связи и иных сооружений или государственно и общественного имущества в контрреволюционных целях). Раз он в Книге памяти, то предлагается хранить светлую память о "невинно репрессированном" солдате гитлеровской армии.
https://base.memo.ru/person/show/1327198
Нам, вроде бы, всем очевидно, что тот факт, что государство тебя невинно репрессирует, не делает тебя автоматически святым и невиновным в чем-то другом. Но немец, которого арестовало НКВД в 1945 году уже после окончания войны в бывшем немецком Кенингсберг, а суд РФреабилитировал в 1994, вроле бы, вполне подходит под эти определения невинно репрессированного. Кстати, непонятно, а почему именно "светлая память", а не, например, "вечная память" именам в Книгах памяти на ваш взгляд?
Какой стыд, Ирина! Зачем вы пачкаете память невинных жертв, перечисляя через запятую с именами мучеников, фамилии большевиков, которых сожрали их более удачливые «товарищи» по партии в битве за их начальственные кресла?
.
Читаем биографию вашего любимого поэта.
Нарбут, Владимир Иванович.
К 1917 г. примкнул к левым эсерам, после Февральской революции вошёл в Глуховский совет, склоняясь к большевикам.
Весной 1918 г. отправлен в Воронеж для организации большевистской печати. В 1924—1927 гг. — заместитель заведующего Отделом печати при ЦК ВКП(б), в 1927—1928 гг. — один из руководителей ВАПП.
Самое мерзкое в нём, что большевики убили у него на глазах его родного брата, что не помешало Нарбуту дважды (!!!) вступить в партию большевиков!
Вы призываете нас его оплакивать?
.
Недачин Лев Павлович.
Секретарь Елецкого уездного профбюро, член ячейки РСДРП(интернационалистов) (1917-18 гг.);
инструктор, член президиума Воронежского губсовпрофа (1918-19 гг.);
инструктор политотдела Южной группы войск Восточного фронта,
начальник организационно-информационного отдела политотдела Уральского укрепрайона (1919 г.);
секретарь, пред. Уральского губсовпрофа (1919-21 гг.);
зам. пред. Уральского горкома партии (1920 г.);
ответ. секретарь Уральского губкома партии (1921 г.);
зав. отделом культуры Донского губсовпрофа (1921-22 гг.);
инструктор Донского губсовпрофа (1924 г.);
секретарь завкома союза металлистов Сталинского металлургического завода, г. Сталино (1924-26 гг.);
зав. отделом экономики труда Сталинского металлургического завода (1926-27 гг.);
ответ. секретарь редакции газеты "Труд" (1927-30 гг.);
пом. зав. культпропотделом ЦК ВКП(б) (1930-31 гг.);
референт-докладчик секретаря ЦК ВКП(б) Л.М.Кагановича (1931-35 гг.); секретарь наркома путей сообщения СССР (1935 г.);
начальник отчетно-информационной группы НКПС СССР (1935-38 гг.);
зам. начальника экономического отдела грузовой службы Казанской ж.д. (1938-39 гг.).
Награжден орденом Трудового Красного Знамени (04.1936 г.).
Вы представляете, сколько крови на руках этой «жертвы»?!
.
Ирина, когда ждать от вас публикации статьи с требованием увековечить память жертвы сталинского террора Ежова, наркома НКВД ?
По поводу любимого — это вы тоже из текста вычислили или сами придумали? Вашу фантазию и тон оставлю на вашей совести и напомню азбучную истину — тут вы, хоть и лукавите, но явно в курсе деталей, — что в партию большевиков много кто вступал, в том числе из великих. Левая идея была актуальна, и понятно почему. Допускаю, что и Мейерхольда вам не жаль, потому что за коммунистом Мейерхольдом тоже есть грехи. Однако он жертва. Как и Андрей Платонов, который был исключен из партии, а потом безуспешно просился назад. Платонов, правда, выжил, работал дворником в литинституте, а сын его нет, но жертвы оба. Если референт-докладчик Кагановича для вас равен Кагановичу, вопросов к вам нет. Егор Гайдар, напомню, тоже редактировал журнал "Коммунист" и речи писал. Вне зависимости от отношений с коллегами, родственниками, поведения на службе и в быту, все упомянутые в тексте были политическими заключенными, потому что репрессированы были по политической статье и расстреляны без нормального суда и следствия. Жертвами их считает и Мемориал. Ваше право с Мемориалом не соглашаться — у каждого свои авторитеты.
1) Вы правы, Ирина, большевиков Мейерхольда и Платонова мне не жалко. Иуды потому что. И бездари. А как иначе? Где большевизм головного мозга, там нет места для таланта. Их творческое наследие равно нулю. Давно ли вы пытались прочесть что-то из Платонова? Ну это же совершенно нечитабельно. Увы, даже если мне заплатить, платоновский слог никак не можно читать.
А кого мне жаль? Николая Гумилёва, русского поэта Серебряного века, убитого большевиками, мне невозможно жалко. Гений, сравнимый с Пушкиным. Русская земля таких рождает, дай Бог, если раз в столетие.
2) Левая идея была актуальна? Ну так и нацистская идея была актуальна. Нобелевский лауреат норвежец Кнут Гамсун был фанат нацизма, встречался с Гитлером, сына своего в СС служить определил. Кстати, прекрасный материал про него ваш коллега Василий Легейдо здесь на Репаблик опубликовал:
https://republic.ru/posts/101887
И каков результат? Норвежцы год за годом банят все попытки дать имя Гамсуна улице в Осло. И норвежцам плевать на «актуальность» в то время нацистской идеи. И они молодцы. И нам, русским, надо брать пример с потомков викингов. И стереть со своих улиц и из своей памяти всю эту большевистскую гадину.
3) Упомянутый вами псевдо-жертва сталинизма большевик Лев Недачин до того, как стать референтом Кагановича, вообще то служил в политотделах различных фронтов Красной армии. Чем же он там занимался, Ирина, не подскажите?
4) Гайдара вы мне в пример приводите, Ирина. В пример чего? В пример того, как потомки палачей превращаются в истеблишмент? Нет. Егор Гайдар был, есть и будет в первую очередь внук палача русского народа, который психически свихнулся от того кошмара, который творил сам. Его дед - Аркадий Гайдар живое олицетворение анекдота про то, как из гестапо за жестокость выгнали. Аркадия Гайдара исключили из партии большевиков за жесткость (!!!) при подавлении антисоветского восстания!
5) Ну и торт вам на вишенку, Ирина. Ваша попытка давить на меня моральным авторитетом «Мемориала» очень смешна. У вашего Мемориала нет никакого морального авторитета. Потому что его возглавляет внук палача и террористки. Руководитель Мемориала Ян Рачинский внук Ревекки Фиалки, террористки-бомбистки и эсерки? Я же ничего не путаю?
.
Ирина, повторю свой вопрос. Когда от вас ждать статьи с требованием увековечить память жертвы сталинских репрессий наркома НКВД Ежова? Ведь он, я дословно цитирую вас, «репрессирован был по политической статье и расстрелян без нормального суда и следствия».