Фото: Global Look Press

Фото: Global Look Press

Российские компании продолжают активно искать капитал для своих проектов несмотря на экономический кризис. Так, например, в конце октября Московская биржа сообщила, что 4 российские компании уже провели в этом году на бирже свои IPO и еще столько же представителей российского бизнеса планируют сделать это до конца года. Более того, опыт успешного IPO Ozon в прошлом году показывает, что западные рынки капитала вовсе не закрыты для российских эмитентов — при всех политических сложностях.

На этом фоне выглядит несколько странным тот факт, что, мечтая о привлечении западных, в частности американских, инвестиций, российские компании (за редким исключением) не прибегают для этого к самому современному, быстрому и дешевому инструменту — SPAC (Special Purpose Acquisition Company). Во многом это связано с незнанием особенностей зарубежного венчурного рынка и опасениями, что процедура привлечения инвестиций окажется слишком сложной.

Между тем, благодаря уникальным преимуществам, которые SPAC имеет по сравнению с традиционной процедурой IPO, этот инструмент становится в США все более популярным, постепенно оттесняя обычные первичные выпуски акций. По данным «Открытых инвестиций», в 2020 году на биржах США разместились 480 компаний, из которых 256 (53%) представляли собой SPAC, совокупный объем привлеченных средств составил $186,7 млрд, из которых $98 млрд (также около 53%) пришлись на долю SPAC. Статистика первых девяти месяцев 2021 года впечатляет еще больше: благодаря SPAC, инвестиции привлекли 463 компании, а это 60% из 771 разместившейся компании, на них пришлось $160 млрд из $258,7 млрд привлеченных средств (62%).

Залог популярности этой сравнительно новой формы привлечения инвестиций заключается в том, что она выгодна всем участникам процесса. Суть этого инструмента можно описать примерно так: SPAC — это инвестиционный фонд, который создается для проведения одной, максимум нескольких сделок. Или, если сказать иначе, это особая западная компания, которая выходит на IPO вместо вашей, а затем покупает ваши акции. После этого происходит слияние обоих юридических лиц, в результате чего российские акционеры становятся акционерами публичной зарубежной компании, владеющей российскими активами.

Зачем нужна такая схема?